Упавший в Казахстане самолёт могли подбить огнём системы ПВО
По версии ряда российских пабликов и провоенных блогеров, пассажирский самолёт, выполнявший рейс из Баку в Грозный, мог быть поражён огнём системы ПВО, которая отражала утренний налёт беспилотников на Чечню, сообщает «Deutsche Welle».На обломках самолёта видны характерные отверстия,
которые могли быть вызваны поражающими элементами.
Упавший самолёт Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, выполнявший рейс из Баку в Грозный, мог быть поражён огнём системы противовоздушной обороны (ПВО), которая отражала утреннюю атаку беспилотников на Чечню. Такую версию авиакатастрофы, произошедшей близ города Актау в Казахстане, высказали спустя несколько часов после трагедии российский Telegram-канал Baza и ряд провоенных блогеров, получивших доступ к кадрам и видео выживших пассажиров самолёта.
"В пабликах расходится видео со странными отметинами на хвосте упавшего в Казахстане самолёта. Отверстия похожи на те, что остаются после обстрела или взрыва с поражающими элементами", - говорится в сообщении канала Baza. "Именно так выглядят повреждения от работы ЗРК", - написал в свою очередь провоенный блогер Юрий ПОДОЛЯКА, выразив версию, что "борт был случайно подбит" зенитно-ракетным комплексом. "Очень похоже, что борт попал под отражение очередной атаки на Грозный", - добавил он.
Помимо видео с пробоинами в хвостовом оперении, из-за которых у самолёта могли возникнуть проблемы со стабилизатором и рулём высоты, Baza опубликовала также и ролик с отверстием в крыле самолёта, снятые ещё во время его полёта. "На ролике видно, что часть крыла самолёта повреждена - там виднеется дырка. При этом в салоне уже выпали кислородные маски", - прокомментировал канал.
Ряд выживших рассказывают о взрыве
Некоторые выжившие пассажиры самолёта рассказывают, что самолёт трижды пытался зайти на посадку в Грозном - причём последнюю из попыток прервал звук взрыва. По словам одного из пассажиров, в спасательном жителе появились дырки от осколков. "Был взрыв, и я бы не сказал, что внутри самолета. Где я сидел, у меня обшивка рядом отлетела", - рассказал он пропагандистскому каналу RT, добавив, что над аэропортом Грозного был сильный туман. О звуках взрыва также рассказала Telegram-каналу Mash другая выжившая пассажирка, которая, однако, по её словам, поняла ситуацию так, что самолёт столкнулся с птицами.
По данным Telegram-канала "ВЧК-ОГПУ", в самолёт Embraer могла попасть ракета ЗРК "Панцирь". "После последних атак БПЛА на Чечню, в республике было установлено несколько "Панцирей". По фото обломков ракет средств ПВО видно, что "Панцири" были задействованы в отражении утренней атаки беспилотников на Чечню. Примерно в это же время произошло ЧП на борту самолёта Azerbaijan Airlines, направлявшегося в Грозный. Пассажиры говорят о некоем взрыве рядом с самолётом", - написал канал.
Авиакатастрофа близ Актау
Самолёт Embraer 190, выполнявший рейс J28243 из Баку в Грозный, разбился утром 25 декабря близ города Актау в Казахстане. Лайнер пытался выполнить вынужденную посадку после того, как диспетчеры отказали ему в посадке в Грозном и Махачкале. Не долетев до аэропорта Актау несколько километров, он упал в степь, взорвался и загорелся. Носовая часть полностью выгорела, в то время как хвостовая часть отвалилась и уцелела.
Именно в ней, по предварительным данным, находились как минимум 29 выживших пассажиров. Они были доставлены в больницу Актау, их имена опубликовал казахстанский Минздрав. Среди них - 11-летняя девочка из Германии. В прокуратуре Азербайджана сообщили, что при крушении выжили 32 человека, но это - не окончательные данные. При крушении самолёта погибли 7 россиян, 9 выжили, уточнил глава Минтранса Казахстана Марат КАРАБАЕВ.
Вице-премьер Казахстана Канат БОЗУМБАЕВ в свою очередь сообщил, что в результате крушения самолета Azerbaijan Airlines погибли 38 человек. "Тела в плохом состоянии, в основном обгоревшие", - цитирует Бозумбаева издание Tengrinews.kz. Всего на борту находились 67 человек - 62 пассажира и пять членов экипажа, пишет Tengrinews со ссылкой на данные МЧС Казахстана.
Другие версии причин авиакастрофы
Среди возможных причин трагедии называлось столкновение самолёта со стаей птиц. Эту же версию озвучили и в Росавиации, и в Казаэронавигации. В свою очередь, казахстанское издание Orda.kz сообщило со ссылкой на управление здравоохранения Мангистауской области, что на борту самолёта взорвался баллон.
Авиакомпания Azerbaijan Airlines отменила все рейсы на Северный Кавказ России, не уточнив, когда они могут возобновиться. Президент Азербайджана Ильхам АЛИЕВ объявил 26 декабря днём траура в стране. После крушения самолёта он прервал визит в Россию, куда прибыл на саммит СНГ, и вернулся в Азербайджан.
Роман СУЛИМА
«Deutsche Welle»
«Все свидетели бы погибли, а самолёт затонул»
Разбившийся близ Актау самолёт был сбит российской системой «Панцирь-С» – СМИ Азербайджана. Версию об этом высказывают европейский телеканал Euronews и азербайджанское издание Caliber.Az.
Маршрут самолёта на сервисе Flightradar24.
«Как стало известно редакции Caliber.Az из достоверных правительственных источников, по предварительным итогам расследования было установлено, что самолёт AZAL, направлявшийся по маршруту Баку - Грозный, подвергся атаке на подлёте в город Грозный системой российской ПВО «Панцирь-С». Более того, в результате использования систем РЭБ российской стороной была полностью парализована система связи азербайджанского борта. Именно в связи с этим обстоятельством самолёт исчез с радаров в российском авиационном пространстве, и был восстановлен только в районе акватории Каспийского моря», - говорится в сообщении в четверг.
Отмечается, что «согласно российским же источникам, в момент совершения рейса над территорией Чечни российские ПВО пытались сбить украинские БПЛА».
«Так, глава Совета безопасности Чеченской Республики Хамзат Кадыров подтвердил факт атаки беспилотниками по Грозному утром 25 декабря, отметив, что пострадавших и разрушений нет. В таком случае российская сторона была обязана закрыть своё воздушное пространство для гражданских самолётов, чего, однако, сделано не было. Почему над Чечней не была объявлена бесполетная зона – большой вопрос», - уточняет издание.
Оно добавляет, что «аэропорт города Грозный не дал добро на посадку самолёта».
«Более того, нашему борту также не были даны разрешения на посадку в аэропортах в Махачкале и Минеральных Водах. Дезориентированный экипаж борта, подвергшийся обстрелу ПВО и воздействию систем РЭБ, был перенаправлен в казахстанский город Актау. Можно предположить, что данная рекомендация была дана с одной целью: чтобы самолёт упал в Каспийское море, все свидетели бы погибли, а самолёт затонул. Однако это, отметим, наше предположение. Альтернативные версии, которые распространяются в российских СМИ, являются целенаправленными вбросами с целью введения в заблуждение общественного мнения. Видеозаписи из салона самолёта свидетельствуют о том, что два пассажира были ранены осколками. Все свидетельские показания, в том числе по поводу взрывов, которые слышали за бортом, указывают на работу ПВО», - добавляет азербайджанское СМИ.