«Школьники обеспечивались бесплатным горячим питанием. Пенсионеры и дети пользовались общественным транспортом бесплатно»
«Эврика» продолжает публиковать отрывки из автобиографического эссе Елеусина САГИНДИКОВА «Лезвие истины».Вывести область в лидеры удалось за два года
После назначения на должность акима области я поставил для себя промежуточную задачу-минимум: за три года вывести Актюбинскую область в число трёх ведущих регионов по всем параметрам. Это должен был быть прорыв. Актюбинский прорыв. И нам это удалось! Даже не за три, а за два года. Именно тогда Елбасы дал нашей работе самую высокую оценку: «Актобе - локомотив экономики Казахстана».
На всех общенациональных мероприятиях Елбасы неизменно приводил Актюбинскую область в качестве примера социально-экономического развития. Мы задали высокий темп и не отступали от него, ежегодно наши показатели неуклонно росли вверх.
И, что немаловажно для любого руководителя и человека, земляки очень высоко оценивали мой труд. Скажу без ложной скромности или мужского кокетства их искренние отзывы, пожелания и мнения настраивали меня только на боевой лад.
Скажу больше, в качестве кандидата в депутаты или будучи уже сенатором, я постоянно встречался с жителями нашего региона, ездил во все, даже самые отдалённые сёла, открыто говорил о самых злободневных проблемах. И если для большинства руководителей любого уровня и ранга встреча с народом превращается в некое испытание, и они всеми силами пытаются избежать прямого диалога, то я, напротив, получал от этих встреч только позитивный заряд, неизменно мои земляки давали мне оценку «пять».
Иногда, возвращаясь мыслями к пройденному, не отпускает некое чувство досады от дел, которые не успел завершить, от некоторой незавершённости планов и задач. И не потому, что не хватило сил, энергии, знаний или опыта. Нет. Банально не хватило времени. Не успел. Но основа, фундамент, задел был положен качественный.
Мечта, на которую не хватило времени
Моей самой сокровенной мечтой было: превратить Актобе в город-миллионник с развитой, удобной и продуманной инфраструктурой, основанной на самых последних достижениях урбанистики. Создать такие условия для жителей сельской местности, чтобы они жили в более комфортных условиях, нежели городские. Все необходимые предпосылки у нас были, нужен был ещё один прорыв, качественная мобилизация уже имеющихся ресурсов, продуманная реализация уже имеющихся государственных программ регионального развития. Ну и время, конечно же…
Позже Правительство внесло корректировки в планы развития точек роста страны, включив в список перспективных агломераций, помимо Астаны и Алматы, ещё Шымкент и Актобе. И это закономерно.
Даже сейчас у Актобе есть ряд неоспоримых преимуществ, которые способны стать драйверами роста, чего нет ни у одного другого региона. Это, безусловно, выгодное географическое и логистическое месторасположение, демографический и экономический потенциал и, самое главное - человеческий капитал, образованное и трудолюбивое население. К началу 2010 года удельный вес городских жителей превысил 52 процента. По уровню урбанизации, по динамике социально-экономического развития Актобе уступал разве что Астане.
Со всеми соседними областными центрами - Уральском, Костанаем, Кызылордой и российским Оренбургом - Актобе связывали дороги, построенные, без преувеличения, по европейским стандартам. Те дорожные приключения, те лютые мучения бездорожья внутри области и между райцентрами остались далеко позади, нам удалось построить качественные транспортные артерии в Каргалу, Ойыл, Хромтау, Айтеке би, Иргиз, Мартук и Кобду. И это не говоря о внутригородских дорогах. Уверен, и меня поддержат все автолюбители города, ни до, а уж тем более после, никогда в Актобе не было столь качественных дорог.
В области мы начали успешно реализовывать ряд программ развития, они должны были быть рассчитаны на перспективу, эффект от них должен был работать десятилетиями. В полной мере их реализация принесла бы ощутимые результаты, а их воплощение - это уже был удел новых руководителей региона, а у них было своё видение, да и продолжали начатое каждый в меру своих возможностей. В бытность мою акимом области ни одна школа ни в одном населённом пункте не была закрыта. Напротив, количество средних школ возросло кратно. С 2004 года я обеспечил школьников бесплатным горячим питанием. Пенсионеры и школьники пользовались общественным транспортом бесплатно, а студенты - с 50-процентной скидкой. Именно тогда прозвучало знаменитое президентское: «Актобе - будущий город-миллионник».
Инвалиды всех групп получали лекарства бесплатно
Я в двух словах хотел бы остановиться на делах совершённых, но нигде не упомянутых…
Например, горожане по достоинству оценили «Аллею героев», построенную нами к 65-летию Великой Победы. Мы установили бронзовые барельефы всех 46-ти Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы - уроженцев Актюбинской области. Сама аллея, по задумке архитекторов, берет начало от мемориального комплекса Героя Советского Союза Алии Молдагуловой.
Также мы возвели памятники основателю национального института биев - Айтеке бию; братьям Жубановым, внёсшим колоссальный вклад в развитие казахского искусства и науки; персонажам книги Абдижамала Нурпеисова «Кровь и пот»; рекордсмену по выращиванию проса Шыганаку Берсиеву и другим выдающимся личностям, ставшим легендой Актюбинщины.
За счет собственных средств в городе Ржеве мы установили мемориальный комплекс, посвящённый подвигу бойцов 101-й национальной стрелковой бригады, сформированной в городе Актобе. В наступательных и оборонительных боях операции «Марс» она полегла практически в полном составе. На четырёх мраморных плитах высотой четыре метра мы увековечили имена всех 10.000 погибших героев.
В Москве, во дворе школы имени Алии Молдагуловой, мы установили памятник Алие, провели капитальный ремонт в самой школе, оснастили её самым современным оборудованием и компьютерами.
Школа, носящая имя нашей героини, и поныне считается одной из самых престижнейших школ Москвы.
И в столице Казахстана, в городе Астане, мы установили мемориальный комплекс Алии Молдагуловой.
В высшем военном авиационном институте военно-воздушных сил, в городе Актобе, при жизни установили памятник дважды Герою Советского Союза Талгату Бегельдинову. Сам батыр приехал на торжественное открытие.
Также не могу не упомянуть о том, что инвалиды всех категорий и групп, проживающие на территории Актюбинской области, были обеспечены бесплатными медикаментами. Причём не на декларативном уровне, а реальными медицинскими препаратами. Мы заключили договоры с четырьмя городскими аптеками, и они бесплатно отпускали необходимый набор медикаментов по предъявлению удостоверения инвалидности и рецепта врача.
Стало доброй традицией каждый год проводить конкурс среди школ и больниц города. Это тоже своеобразное актюбинское ноу-хау.
По итогам конкурса авторитетная комиссия присуждала премии по десять миллионов тенге лучшим двадцати школам и десяти учреждениям здравоохранения. Причем главным условием было то, что коллектив сам должен распоряжаться деньгами. Никакого внешнего или административного влияния. Как правило, на педсоветах и в ординаторских сами учителя и врачи определяли судьбу этих денег. Люди получали дополнительные премии. Чем не стимул? Сам я лично следил, чтобы никто иникаким образом не оказывал влияния на решение трудовых коллективов.
Два дня Сагиндиков жил в вахтовом посёлке, обедал вместе с рабочими
В области несколько раз противоречия между работодателями и работниками перерастали в открытое противостояние. Эмоционально нагретые работники не шли ни на какую форму диалога с работодателем, хотя, по большому счёту, их споры должны были решаться строго в правовом поле. Но жизнь и обстоятельства диктуют свои условия. Разумеется, существует соблазн в подобных спорах встать на ту или иную сторону. Присоединиться к требованиям шахтёров или нефтяников или, напротив, взять на вооружение доводы работодателей. Но это неправильно. В корне неправильно.
Конечно же, я понимаю и принимаю аксиому о неизбежности социальных конфликтов в любой сфере, где используется человеческий труд. Это закономерный процесс. Но искусство хорошего управленца состоит именно в том, чтобы нивелировать возможность развития событий в таком ключе или, при возникновении подобной ситуации, принимать решения максимально справедливые и адекватные.
Так, акционерное общество «СНПС–Актобемунайгаз» решило реорганизовать своё специализированное транспортное управление и на его базе создать новое транспортное предприятие. Работники выступили против, начались волнения. Казалось, логично было бы, если бы все возникшие производственные и внутренние споры решились путём диалога внутри самого предприятия. Но как-то диалог не сложился, а разъяснениями среди коллектива никто не занимался. Возникшая на ровном месте проблема начала нарастать. От безысходности рабочие стали апеллировать ко мне, как к главе региона. Ну, по-хорошему, руководители предприятия должны были выйти из своих офисов и напрямую говорить со своими работниками. Я заставил работодателей встретиться лицом к лицу со своими недовольными работниками и внимательно выслушал аргументы обеих сторон.
В этой компании и прежде была подобная ситуация. В связи с этим я попросил руководство АО «СНПС–Актобемунайгаз» в кратчайшие сроки решить возникший спор и повысить оплату труда работников.
Но и через колено их ломать тоже было нельзя. Нужен был качественный компромисс. Выехал в вахтовый посёлок. Два дня я был рядом с рабочими, обедал в рабочей столовой. Лично принял сотни нефтяников, внимательно изучил их жалобы и просьбы. Нужно было защитить интересы местных рабочих. В итоге пришли к решению, не допустили сокращения более 2.000 человек, зарплата всех работников в два этапа была увеличена на 40 процентов, был полностью обновлён социальный пакет. В результате спор был разрешён без ущерба работодателю, но требования рабочих были удовлетворены.
Шахтёры Хромтау вышли на площадь
На Донском горно-обогатительном комбинате также разгорелся трудовой спор, шахтёры вышли на площадь. Они требовали улучшения условий труда, повышения заработной платы, справедливого расчёта за перевыполнение плана, доплаты за выслугу лет. Ситуация накалялась, я решил, что недовольство работников не следует оставлять без ответа.
Поэтому я пригласил из Лондона и встретился с главным исполнительным директором Евразийской корпорации природных ресурсов Феликсом Вулисом. Предложил ему найти способы для повышения заработной платы, рассмотреть возможность технического переоснащения, замены оборудования в некоторых цехах и неотложного решения социальных проблем горняков.
Нужно было повысить статус шахтерской профессии. В итоге заработная плата шахтеров была повышена в два этапа: сначала на 20 процентов, потом - и на 40 процентов. Решены и другие актуальные вопросы социального характера. В правовом государстве все вопросы должны решаться исключительно в правовом поле. Так была поставлена точка в споре, который длился почти четыре месяца. Хотя ситуация могла бы обостриться. Пожар легче предупредить, чем потушить.