Прокатит?
Как бы ни плакались отечественные таксисты и курьеры по поводу адского труда, дорогого бензина, жадных платформ-агрегаторов и капризных клиентов, им всё равно придётся выйти из тени и, как всем, платить налоги.Платить за извозчиков и доставщиков должны будут онлайн-платформы, с которыми они работают, - операторы начнут ежемесячно изымать по 1% от полугодового дохода. Но “пилот”, который должен стартовать 1 июля, вызывает пока больше опасений, чем энтузиазма. Главный вопрос: не придётся ли «вывозить» всё это соотечественникам? Велик риск, что операторы просто впишут новую статью расходов в стоимость поездки и доставки.
“Пилот” - это совместный проект комитета государственных доходов (КГД) минфина и интернет-платформ. На время его реализации это будет “Яндекс.Такси” - сейчас как раз ведётся работа по интеграции информационных систем. Позже этот механизм смогут использовать все агрегаторы. Онлайн-платформы станут налоговыми агентами - операторами, которые будут обязаны перечислять налоги в комитет государственных доходов, такие как индивидуальный подоходный налог (ИПН), обязательные пенсионные взносы, социальные отчисления и взносы на обязательное медицинское страхование.
Проект будет действовать по всей республике до конца года. При необходимости, отмечают в пресс-службе КГД, будет продлён ещё на год. Сообщается также, что “в рамках нового Налогового кодекса рассматривается вариант работы физических лиц через интернет-платформы без регистрации ИП, то есть реализация налогообложения независимых сотрудников, статус которых определён Социальным кодексом”.
О количестве участников пока не говорят, так как присоединиться к проекту можно добровольно. По данным минтруда, в Казахстане около 500.000 соотечественников работают курьерами и больше 150.000 - таксистами.
1. Как это будет работать
Для участия в пилотной программе нужно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и предоставить подтверждающие это документы в онлайн-платформу. Уже действующим ИП нужно будет сменить налоговый режим. Оператор, который признаётся налоговым агентом индивидуального предпринимателя, будет исполнять обязательства по удержанию средств.
- Для участников пилотного проекта объектом обложения обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений является доход такого индивидуального предпринимателя в размере одной минимальной заработной платы, объектом обложения взносов на обязательное социальное медицинское страхование является доход в размере 1,4-кратной минимальной заработной платы, - пояснили в министерстве финансов.
Использовать будут мобильное приложение e-Salyq Business. “Пилот” уже поспешили назвать очень удобным - контакты частника с налоговыми органами минимизированы, снижена вероятность ошибок при исчислении и уплате налогов.
2. Платить нужно было и раньше
Сейчас устроиться на работу курьером можно по договору гражданско-правового характера с налогом в 21% от всей суммы дохода или с подоходным налогом 5% как индивидуальный предприниматель. Последний подаёт налоговую отчётность раз в полгода, на медстраховку уходит ещё 1% от общего заработка за полгода, можно указать зарплату и делать пенсионные отчисления.
Что касается такси, то по закону все частные извозчики в Казахстане должны были быть зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, даже если таксуете вы на своём авто. Для этого нужно было получить регистрацию перевозчика или заключить договор с компанией, эту регистрацию имеющей. Сдавать отчётность, в том числе и по загрязнению окружающей среды. А также иметь онлайн-кассу для выдачи чеков. Мобильные переводы без чека, кстати, прямая дорога к штрафам.
Без регистрации - предупреждение, а потом и штраф в размере 15 МРП (51.750 тенге). При повторном попадании сумма наказания увеличивается до 30 МРП. Можно даже лишиться автомобиля - по статье 463 Кодекса “Об административных правонарушениях” - как орудия совершения административных преступлений.
При этом можно выбирать удобный налоговый режим:
- специальный, на основе патента, если годовой доход не превышает 3.528 МРП (более 12.000.000 тенге). Касается не только таксистов, под действие этого режима попадают 32 вида деятельности, в том числе и сдача в аренду жилья. Использовать труд наёмных работников при таком режиме нельзя. Ставка индивидуального подоходного налога будет составлять 1% от суммы дохода;
- с использованием специального мобильного приложения e-Salyq Business - опять же для тех, кто работает сам, никого не нанимая, и по ставке ИПН в размере 1%;
- на основе упрощённой декларации - для ИП, имеющих наемных сотрудников и максимальный доход за полгода свыше 24.038 МРП (более 82.000.000 тенге), налог составляет 3%;
- на общеустановленном режиме с налогом 10% от суммы прибыли.
3. Будет позитивно
- Мы предполагаем, что эта система будет более интересна для курьеров и они станут переходить на неё, поскольку теперь будут платить налог не 5%, а - 1, - ответили нам в пресс-службе компании Glovo, где зарегистрировано более 5.000 курьеров. - В будущем, начиная с 2025 года, предполагается, что курьеры могут отказаться от статуса индивидуального предпринимателя и в статусе физического лица продолжать сотрудничать с платформами. В этом случае платформы будут обязаны платить вместо курьеров налог в размере 1% от дохода. Будет ли интересно курьерам и платформам переходить на такую модель взаимодействия - покажет практика.
4. Бензин дорог, а путь - короток
Нельзя забывать и о “подключашках”, вклинившихся в цепочку питания между таксистом и платформой. Это компании, регистрирующие ИП и осуществляющие перевод денег. По заверениям самих таксистов, это, как правило, переводы через мобильное банковское приложение. Значит, снова в сумеречной зоне. Кстати, от стоимости заказа около 5% «откусывают» как раз “подключашки”.
Отчасти “благодаря” таким компаниям и собственной недальновидности курьеры и таксисты остаются без пенсионных отчислений и медицинской страховки. При этом представители платформ рассказывают о социальных гарантиях для своих быстроногих сотрудников, таких как покрытие расходов на время болезни, рождения ребёнка и так далее. А ещё о страховании жизни пассажиров и водителя, находящихся в машине во время поездки, - сумма страховки составляет до 4.000.000 тенге.
- Проблема в том, что практически все водители, занимающиеся извозом в стране, работают нелегально, соответственно, не делают никаких положенных отчислений в бюджет, при этом как граждане страны хотят иметь доступ к тем же медицинским услугам и социальным гарантиям. Однако, в случае получения травм, рассчитывать на льготы и пособия от государства они не могут, - говорит председатель ассоциации таксистов Казахстана Медет КУРМАНОВ. - Игнорируются и нормы законодательства в отношении того, что действующие онлайн-платформы не должны передавать заказы нелегальным перевозчикам. Решить этот вопрос при желании самих агрегаторов можно быстро, ведь они монополизировали рынок - без сотрудничества с ними таксист не найдёт себе клиентов. Так пусть они и требуют регистрации от своих водителей. Та же схема налогообложения, которую нам предлагают, не даёт той самой прозрачности.
Плюсом нового налогообложения станут, безусловно, соцгарантии для определённой категории водителей. Как повлияет это на развитие отрасли, ещё неясно. Сами же таксисты прогнозируют отток той части водителей, у которых есть задолженности по кредитам, алиментам. Они в этих платежах участвовать, вероятнее всего, не смогут.
5. Выйти из сумрака
Ждать, что таксисты и курьеры, которые являются самозанятыми лицами, активно будут включаться в проект, слишком наивно, считают эксперты.
- Справедливая налоговая система работает тогда, когда налогоплательщик видит, куда идут уплаченные им налоги и, соответственно, конечный результат, - считает адвокат Таир НАЗХАНОВ. - В частности, на оплату заработной платы полицейским, судьям, прокурорам, качественные дороги, медицинские и образовательные услуги. Существует определённый договор между обществом и государством, когда люди оплачивают честно налоги в бюджет, чтобы за уплаченные деньги получить качественные услуги в виде защиты своих прав в суде, у правоохранительных органов или в больнице. Есть у нас такие доверительные отношения? Думаю, что каждый может ответить себе откровенно на этот вопрос.
6. Ждать ли нам “золотых” тарифов?
Этот вопрос для граждан, которые пользуются услугами курьеров и такси, самый насущный. Однако ответить на него пока не способны ни представители онлайн-платформ, ни разработчики, тактично предлагая подождать запуска “пилота”.
- Вопрос стоимости не решают таксисты - ни законопослушные, ни нелегальные, - объясняет Медет Курманов. - Цену устанавливает агрегатор, учитывая много факторов. Потому стоимость поездки в один день и по одному и тому же маршруту может значительно отличаться. По моим наблюдениям, за последние 4 года цены только растут.
- Важно, чтобы введение специального налога было сопровождено эффективными мерами по контролю и надзору за уплатой налогов в этой сфере, - считает адвокат Александр БАРАНОВ. - Думается, что старания минтруда выльются в то, что компании будут удерживать сумму налогов с таксистов и курьеров, они получат меньше денег за свою работу и будут пытаться работать вне официальных платформ для уклонения от налогов, что может ухудшить ситуацию для всей отрасли.