Пришёл Спас – всему час
Наступил август, а вместе с ним пришла и пора Спасов – важных церковных праздников, посвящённых Спасителю. В отличие от многих памятных православных дат, Спасы – праздники не меняющиеся, то есть из года в год они приходятся на одни и те же даты. Медовый Спас традиционно отмечается 14-го августа, Яблочный – 19-го, а Ореховый – 29-го числа.
– Все мы знаем, что в начале года, в январе, отмечается три громадных праздника: Рождество, Крещение и Обрезание Господне, (который многим известен как Старый новый год), – объясняет настоятель Свято-Никольского собора отец Нектарий. – Но помимо этого спустя примерно полгода, в августе, православные празднуют ещё три великих праздника – Спасы. Они посвящены Спасителю, то есть тому, кто спасает, и выпадают на Успенский пост. Пост этот начинается 14 августа и длится по 28-е августа включительно. В дни Спасов во всех храмах проходят службы. Наш город – не исключение.
С первого Спаса и роса хороша
Череда августовских праздников уже началась. В минувший понедельник, 14 августа, во всех церквях и храмах Актюбинской области состоялись праздничные службы – наступила пора Медового Спаса.
Он получил такое название потому, что по времени совпадает с выкачкой мёда из сот. Второе его название – цветочный. С раннего утра верующие актюбинцы потянулись к храмам, чтобы помолиться и освятить мёд и цветы, которые они специально принесли с собой.
С Медовым Спасом связано множество народных примет и обычаев, которые издревле тщательно соблюдались. Так, например, считалось, что если пчельник не заломает соты, то соседские пчёлы могут запросто выкачать весь мёд. Поэтому со сбором старались поторопиться.
Кроме того, согласно сложившейся старой традиции, именно с этого дня разрешалось есть освящённый мёд. Его ели с хлебом и различными блюдами, существует множество рецептов блинов, пирогов и пряников, которые принято готовить в Медовый Спас. Считалось, что такой мёд особенно полезен. Люди верили, что он может излечить от многих недугов.
Помимо прочего, Медовый Спас всегда знаменовал собой окончание лета и подготовку к осени. После него уже не купались: вода цветёт и становится холоднее. Для тех, кто живёт в сельской местности, начинается трудовая пора: сенокос, жатва, полевые работы. Отдыхать просто некогда.
И нищий яблочко съест
19 августа православные верующие будут отмечать Преображение Господа Бога – день, который в народе называют Яблочным Спасом. Пожалуй, именно его можно назвать самым известным из всех трёх праздников: о традиции освящать яблоки знают даже те, кто церковные праздники никогда не отмечает.
С Яблочным Спасом также связаны многие народные приметы и предания. Для людей он издревле означал наступление осени. Поспевает урожай, ночи становятся холоднее, природа преображается.
Главным блюдом на столе во Второй Спас, разумеется, считаются яблоки. В этот день полагается срывать фрукты и овощи из нового урожая и освящать их, а потом угощать родных и близких, друзей и соседей, делиться с теми, кто больше нуждается во внимании и заботе.
– Многие ошибочно думают, что на этот Спас освящаются только яблоки, – рассказывает отец Нектарий. – Но в молитве написано: «Освящаются все начатки овощей», то есть всё, что мы выращивали целый год. Картошку, баклажаны, виноград, яблоки. Если действовать по уставу, то освящается виноград, но у нас он не распространён, поэтому можно приносить яблоки. Например, хозяйка собрала урожай баклажанов. Пусть она возьмёт один баклажан в церковь и освятит, а потом заберёт домой и во все баночки с икрой положит. Так у неё вся заготовка на зиму будет считаться освящённой.
Третий Спас хлеба припас
Третий Спас, Ореховый, отмечается 29 августа. Он отмечается церковью в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя.
В народе сохранилось множество примет на Ореховый Спас, которые связаны с новым урожаем хлеба. В этот день принято освящать колосья нового урожая, пекут пироги. В выпечке и других блюдах принято использовать орехи – именно с Третьего Спаса начиналась их заготовка.
Есть у Орехового Спаса и другие названия. Холщовым его прозвали из-за того, что он совпадал со временем, когда люди собирали урожай льна и замачивали его в реках. А название «Полотняный Спас» связывают с одной старой притчей:
– Жил однажды царь, который болел проказой, – говорит отец Нектарий. – И он приказал художнику нарисовать портрет Христа. Художник начал рисовать, но у него ничего не получалось: лик Спасителя менялся. Если поехать к царю, не выполнив поручение, он сразу просто отрубит голову. Тогда художник набрался смелости, пришёл к Христу во время его земной жизни и всё рассказал. Тогда Господь умылся. Он просто взял чистое полотенце, приложил к своему лику и отдал художнику. Сегодня этот образ, оставшийся на полотенце, называется Нерукотворимый образ Господа нашего Иисуса. Царь взял этот образ в руки, приложился к нему и исцелился. Мало того, этот образ сохранился и до наших дней, наверняка вы тоже его видели на Спасских башнях Кремля, например, на Новый год по телевизору его хорошо видно.
Чистота души
Все три Спаса – это очень важные праздники, которые почитаются всеми православными верующими. Люди всех возрастов с раннего утра собираются в храмах, чтобы вместе участвовать в торжественной службе. Хозяйки приносят в церкви на освящение мёд и цветы, овощи и фрукты.
Таким образом, весь август прихожане начинают постепенно готовиться к приближающейся осени. Все приметы и поговорки, связанные со Спасами, чётко описывают изменения, происходящие в природе. Ночи становятся холоднее, исчезают ласточки, птицы улетают в тёплые края, поспевает урожай. Чтобы не почувствовать себя персонажами известной всем крыловский басни «Стрекоза и муравей», советуют начинать готовиться к зиме.
Хотя, конечно же, погодные приметы – это далеко не самое важное в Спасах. Прежде всего, людей призывают быть чище душой и терпимее друг к другу. Все душевные неприятности, которые то и дело случаются вокруг нас, стоит оставить в стороне. Ведь с чистой душой жить намного легче, чем с душой, отягощённой горечью и обидами.
– Когда-то в монастыре жил один монах, у которого был очень вспыльчивый характер, – рассказывает отец Нектарий. – То он одного заденет, то другого. На всех обижался, ни с кем не мог ужиться. Пришёл он однажды к старцу и спрашивает: «А что мне делать? Я же монах, мне нужно исправлять характер». Тогда старец посоветовал: «Когда ты на кого-нибудь обидишься, пойди на кухню, возьми картошину и напиши на ней имя человека, на которого затаил обиду. Затем клади её в сумку или сетку и носи с собой везде». Так и поступил. На одного обиделся, второго, третьего. За месяц накопил большую сетку с картошкой и везде носил с собой. Нижняя начала гнить, появился неприятный запах. Ходить неудобно, гниль течёт, в келье плохо. Тогда монах спрашивает: «Может, мне эти первые клубни повыкидывать?». На что старец говорит: «Нельзя. Пока ты этим людям не простишь обиду, нельзя. Вот как с этой сеткой неудобно ходить, так и с грязной душой тяжело. Она обидами к себе сама неприятности притягивает, как картошка мух и неприятный запах».