Под поварским колпаком
Немногие знают, но внеплановые проверки для бизнеса сегодня – это скорее редкость. Ситуации, когда в кафе инкогнито приходит инспектор, пробует блюдо, а потом увольняет шеф-повара – это скорее сказки для голливудских фильмов. На самом деле никаких таких полномочий у инспектора нет и не будет, если он не предупредит заранее и не предоставит все необходимые документы.
Грубо говоря: допустим, все знают, что в какой-нибудь небольшой забегаловке «У тёти Глаши» тараканы бегают прямо по оладушкам, а борщ такой, что потом неделю живот болит. Если на хозяев кафе не поступала жалоба в департамент охраны общественного здоровья, ни один проверяющий не может прийти и составлять акты на тараканов. Чтобы система защиты потребителей хоть как-то расшевелилась, нужно сохранить чеки, по возможности зафиксировать нарушение и написать официальное заявление. Тогда чиновники обязаны его рассмотреть.
Правда, и в этот раз никто проверять качество блюд не примчится сломя голову. Сначала учреждение предупреждают, что будет проверка. За это время у сотрудников есть шанс подготовиться, наготовить свежих блюд и спрятать временно тараканов. Подготовились – молодцы, нарушений выявлено не будет. Не подготовились – будете платить штраф.
Защита бизнеса от потребителей
Такая несколько утопическая система существует благодаря тому, что в стране последние годы вовсю работает программа по защите малого и среднего бизнеса, и защищают предпринимателей ничуть не меньше, чем простых потребителей. Мало ли, вдруг кто-то в ожидании взятки придёт и станет придираться к чистоте столовых приборов! Вот только сами санитарные врачи и признаются, что подобные предупреждения влияют на «чистоту эксперимента». Никто ведь не гарантирует, что после плановой проверки бардак не вернётся на круги своя.
– В начале проверки проверяющий обязан предъявить акт о назначении проверки со штампом о регистрации, служебное удостоверение и проверочный лист с указанием пунктов требований, подлежащих проверке, – предупреждают в национальной палате предпринимателей «Атамекен».
На проверку становись!
Однако недавно прозвучало предложение внести изменения в действующее законодательство и не уведомлять кафе, рестораны и кондитерские о предстоящих проверках. Это, по словам мажилисменов, помогло бы создать механизм общественного контроля за безопасностью в сфере защиты прав потребителей. Собираются ли действительно привлекать общественность и НПО к проверкам, пока непонятно.
– Предполагается внесение изменений и дополнений в действующее законодательство в части установления принципа внезапности проверок объектов высокой эпидемической значимости; исключения нормы о предварительном уведомлении по предстоящей проверке при осуществлении закупа продукции и камерального контроля, включения нормы по проведению внеплановой проверки в случае выявления нарушений требований технических регламентов в части маркировки продукции, – витиевато объяснил премьер-министр Аскар МАМИН.
Речь не о проверках, а о… проверках
Дополнения и изменения в законодательство будут рассматриваться в апреле и июне 2019 года. Если поправки будут приняты, проверкам подвергнутся школьные столовые, магазины, рестораны и кондитерские. Также чиновники напомнили, что наказание за нарушение санитарных и гигиенических норм минувшей осенью ужесточилось.
Далеко не все предприниматели восприняли эту идею с энтузиазмом. Однако даже те, кто отвечает за развитие бизнеса в стране, проверки поддержали. Правда, тоже с длинными и местами мудрёными формулировками:
– Здесь речь не идёт о внезапных проверках, в целом по любым проверкам. Инициатива рассматривается в части внеплановых проверок. Сегодня, например, для внеплановой проверки, если кто-то пожаловался, необходимо направить к нему уведомление о том, что на тебя пожаловались, я к вам приду, теперь это уведомление они предлагают исключить, – вывел директор департамента развития предпринимательства МНЭ РК Асланбек ДЖАКУПОВ.
Полная антисанитария
Относительно недавно сотрудники департамента общественного здоровья Актюбинской области уже взялись наводить порядок по следам жалоб пользователей социальных сетей. Пролистали все сообщества, сохранили себе фотографии с грязью на тарелках, просроченными продуктами и прочими ужасами – и отправились на проверки. Проверяли не одни, а в компании членов местных НПО.
– Мы были в ужасе! – руководитель департамента общественного здоровья Гульбану ДАУЛЕТОВА. – В некоторых местах полная антисанитария, грязные полы. Этого просто не должно быть!
К тому же, отмечают проверяющие, жители Актобе в большинстве своём просто не знают свои права. Например, они имеют право попросить рассказать, из чего состоит блюдо из меню. Мало ли что входит в его состав и как на это отреагирует данный организм. Кроме того, посетители имеют полное право просить подтверждающие сертификаты и документы, в которых указываются даты изготовления и сроки хранения продукции. Но об этом вспоминают почему-то далеко не все.
Кот в мешке
Внеплановые проверки – это не слишком приятный сюрприз для предпринимателей. Их беспокоит, что такие инспекции могут обернуться убытками для хорошего крепкого бизнеса.
– Самих проверок я не боюсь, если они проходят честно с обеих сторон, – рассказывает предприниматель Марат КАИРХАНОВ. – Мы продаём кондитерские изделия, всё свежее. Буквально несколько месяцев назад прошли проверку, документы у нас есть. Но, допустим, в обычные дни у меня на работе всего один продавец – этого достаточно. Если проверка придёт в рабочее время во время наплыва клиентов, ей придётся разрываться и успевать везде одновременно. Люди, не дожидаясь, просто станут уходить. Я от одного такого дня не обеднею, конечно, но всё равно неприятно. А когда известно о проверке заранее, я сам встречу, сам покажу и проведу. Скрывать-то точно нечего. Мне кажется, согласовывать действия всем удобнее.