По ту сторону границы
Во время недавней поездки в Москву спикер сената парламента Казахстана Дарига НАЗАРБАЕВА подняла вопрос взаимодействия Казахстана и России по решению проблем на пограничном пункте «Жайсан».
Сейчас проходящие через пропускной пункт вынуждены выстаивать огромные очереди со стороны РФ. При этом никаких условий для ожидающих на пограничной заставе нет.
– 29-го сентября с 15.30 и до 10 утра следующего дня мы проходили таможню. Это ведь уму непостижимо – 16 часов простоять в очереди! И это только на российской границе. Там нет порядка. Все машины: легковые, грузовые, автобусные рейсы – стоят в одной колонне. Водительская этика отсутствует напрочь. Перекупщики машин нахально едут вперёд всех, перекрывают дорогу. Несколько раз даже дорожных полицейских вызывали из-за этих нарушений. Условий на российской границе для нахождения там в течение такого большого времени тоже никаких! Туалетов нет, все, кто не стесняется, справляют нужду на обочине. А ведь едут люди совершенно разных возрастных категорий и полов.
На казахстанской границе такого ведь нет. Всё быстро, легко, без многочасового ожидания. За 20 минут проехали, – поделилась впечатлениями актюбинская пенсионерка Зоя ДРОБЫШ.
Для дальнобойщиков «Сагарчин» давно уже стал кошмаром. При этом на соседней таможне ситуация относительна спокойная.
– На Орске граница нормально, а на Жайсане – очередь, особенно со стороны Оренбурга. Несколько дней назад проезжал через Жайсан из Актобе в Россию на «ГАЗели», простоял часов 9 в очереди. Сегодня разговаривал с мужиком, он говорил, что стоял 8 часов. Вот такая ситуация, – говорит водитель большегруза Мурат ШАШУБАЕВ.
Дороги в никуда
О проблеме с очередями Дариге Нурсултановне поведали депутаты актюбинского облмаслихата, поэтому во время визита в Актобе председатель сената парламента РК вновь вернулась к этому вопросу.
В среднем за сутки пограничные пункты «Сагарчин» и «Жайсан» пересекают 13.000 автомобилей, в будущем поток машин только увеличится. Сейчас Казахстан просит Россию открыть ещё нескольких дополнительных переходов через границу и увеличить количество пунктов пропуска. К трём будущим переходам в Актюбинской области уже провели заасфальтированные дороги. Однако россияне эту инициативу не поддерживают.
– Сезонный поток автотранспорта уже стал не сезонным, а постоянным. Надеюсь, до конца этого года мы вопрос снимем. Российская сторона, по предварительной договорённости, пойдёт на открытие дополнительных переходов не только в нашей, но и в ряде других областей Казахстана. Это рассчитано на расширение транспортного потока. Губернатор Оренбуржья тоже согласился содействовать этому вопросу. Проблема в том, что некоторые федеральные структуры России не хотят повышать статус этих переходов до международного уровня, – прокомментировал ситуацию аким Актюбинской области Ондасын УРАЗАЛИН.
Ничего личного, просто бизнес
Если простые пассажиры и дальнобойщики жалуются лишь на потерянное время и отсутствие удобств, то для предпринимателей эти очереди превращаются в череду убытков. При этом от нежелания исправить ситуацию ряда российских ведомств страдают не только казахстанцы, но и их деловые партнёры из России.
«Переход «Сагарчин–Жайсан» на сегодняшний день самый трудный. Благодаря тому, что мы начали говорить официально и публично на общественных площадках всех уровней, этот вопрос стал подниматься и обсуждаться. Я лично обращался и писал служебную записку губернатору Оренбургской области Денису Паслеру (тогда он ещё был временно исполняющим обязанности), о том, что происходит на границе. После чего к нам приезжал министр транспорта РФ Евгений Дитрих, с которым обсуждалась эта проблема. По переходу «Сагарчин – Жайсан» принята программа, согласно которой с 2020 года начнутся проектно-изыскательские работы по расширению полос системы, устройству самой инфраструктуры обслуживания и техническому перевооружению с нашей стороны. С 2021 по 2024 год мы должны получить новый комплекс с пропускной способностью, в 8 раз превышающей сегодняшнюю. Но в целом это вопрос не решит. Нужно ко всему подходить комплексно и зеркально. У нас существует подобная проблема с точностью до наоборот. На переходе «Первомайское – Жиренкопа». У нас там три полосы, а с вашей стороны идёт заужение. Если мы сейчас начнём правильно рассматривать проблему и профессионально задавать вопросы, то сможем решить её комплексно. Одним переходом, сколько бы мы его ни расширяли, ничего не решим. Как говорят специалисты, он ещё больше будет загружаться», – сказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Оренбургской области Виктор КОРШУНОВ.
Алимбетовская альтернатива?
Согласно информации погранслужбы КНБ РК, между Актюбинской и Оренбургской областями за период с 2016 по 2019 год отмечено увеличение транспортного потока на 25%, а грузопотока и количества пассажиров стало больше на 40%. 58% всего потока проходит через пункты «Жайсан» – «Сагарчин». Теперь, чтобы сэкономить время, многие водители делают большой крюк через Орск. Там пограничники работают намного оперативнее.
– На Алимбетовке мы стоим совсем недолго. Впереди нас на казахстанской стороне обычно 15-20 автомобилей, но долго не задерживаемся – уже через 15 минут заезжаем на нейтральную зону, – поделилась актюбинка Русана РАГИМОВА. – Здесь в сторону Казахстана также не больше 15-и машин обычно стоит. А вот в сторону России на нейтральной полосе пришлось постоять ровно 56 минут. Хотя российскую границу прошли всего за 3 минуты.