ТУПИКОВОЕ МЫШЛЕНИЕ
Первым давал показания замакима города Нагымжан АЛДИЯРОВ. Он был начальником отдела ЖКХ при горакимате. Именно этот отдел курирует вопросы пассажирского транспорта.
Отделу ЖКХ «Автопарк» представлял свои расчёты по субсидированию. Эти расчёты отдел ЖКХ выносил на комиссию горакимата, а те – в маслихат, где и принималось решение о выделении денег. Ни разу у отдела ЖКХ не возникло вопросов по поводу представляемых ему расчётов. Чиновники верили «Автопарку» на слово, ни разу не проверяя цифры. Подпись директора «Автопарка» имела для руководителя решаюшее значение. Получалось, она была даже важнее его собственной подписи. Алдияров, оправдываясь, всё сваливал на комиссию при акимате, по его словам, это комиссия должна была проверять все расчёты «Автопарка», а не он. Чем же тогда вообще занимался Алдияров и его чиновники, так и осталось для многих в зале суда непонятным. Ведь, как говорил сам же Алдияров, вопросами субсидирования пассажирских перевозок он занимался лично.
Алдияров, судя по его ответам, был чиновником без полномочий.
– Перед тем, как подписать документы «Автопарку» на перечисление денег, надо же сведения проверять. Как вы их проверяли? – спросил судья Алдиярова.
Расчёты «Автопарка», как сказал Алдияров, не проверялись.
– А зачем тогда ваша подпись нужна? Тогда «Автопарк» сразу мог в маслихат идти. Вы для чего сидели? Чтобы просто подписывать?! – не сдержал эмоций судья.
– Вы – администратор бюджетной программы! Вам государство деньги дало. Как вы, к примеру, убыточность первого маршрута проверили?– интересовался суд.
– У нас нет на это полномочий, – не задумываясь, ответил чиновник.
– «Автопарк» выигрывает тендер как рентабельное предприятие, а потом вдруг оно у вас субсидии просит. И у вас вопросы не возникали, почему?
– Нет.
СЛУЧАЙНЫЕ СВЯЗИ
Тлеукабыл АППАСОВ, представитель департамента госдоходов, который состоял в комиссии при акимате по субсидированию тарифов, был откровенен в суде. Он заявил сразу, что вообще не знал о том, что его включили в эту комиссию.
– Только когда меня на заседание комиссии позвали, я об этом узнал, – признался Аппасов.
Не помнил чиновник, кто ещё был с ним в той комиссии.
– Нас не знакомили, – признался Аппасов.
– Интересно у вас заседания проходят, – отметила прокурор.
– Ваша роль в комиссии какая была? – поинтересовался судья.
Аппасов ответил, ничуть не смутившись: «Так я же говорю, я узнал, что в комиссии, только когда на заседание пришёл!».
О том, что подписывал и за что голосовал на заседании чиновник, он тоже понятия не имел. С документами комиссии, по словам Аппасова, его не знакомили.
ПОКАЛЯКАЕМ О ДЕЛАХ НАШИХ СКОРБНЫХ
Другой чиновник, член этой же комиссии, представитель департамента по регулированию естественных монополий, вовсе сказал, что протокол заседания был заготовлен заранее и все члены его просто подписали.
Бурю эмоций у адвокатов и судьи вызвало выступление Самата ИДРИСОВА, главного специалиста отдела автодорог и транспорта ЖКХ.
«Смотрящий по тарифам» – так (то ли в шутку, то ли всерьёз) обозначил должность Идрисова судья.
– У нас же ОПГ рассматривается, так что давайте говорить нашим языком, – попытался пошутить судья.
Этот специалист не смог толком ответить ни на один вопрос. На все неудобные вопросы Идрисов отвечал честно и без запинки: не знаю. Складывалось впечатление, что шёл допрос подпольщика.
Специалист Идрисов помимо всего прочего принимал участие в работе учёных из алматинского института, которые в прошлом году проверяли маршруты «Автопарка». За это бюджет заплатил 30 миллионов тенге. Заказчиком исследования выступил отдел ЖКХ. Как главный специалист отдела, Идрисов принимал в этом исследовании участие.
Но на почти все вопросы о работе специалистов из Алматы и о результатах исследования Идрисов тоже отвечал: не помню, не знаю. Не мог ответить Идрисов, как считали при исследовании пассажиропоток и ежедневную сумму выручки «Автопарка».
– Вы для чего в исследовании участвовали, если не помните, не знаете ничего?! – не выдержали адвокаты.
– Я показывал, где начинается и где заканчивается маршрут!
Под конец допроса Идрисова не выдержал и прокурор:
– Вы единственный в ЖКХ специалист по транспорту. Снимаете с себя всю ответственность и валите её на местный исполнительный орган! Но вы и есть местный исполнительный орган!
– Да, – признался Идрисов.
В его ответе была нотка удивления.
– Вас отправили в суд как специалиста по перевозкам, – разочарованно указал Идрисову судья.
– Лучше б меня отправили, – продолжила слова судьи переводчик. Даже она была в шоке от уровня профессионализма специалиста отдела ЖКХ.
КАКАЯ РАЗНИЦА?
Жанна ЕРЖАН, инспектор городского налогового комитета, также удивила суд. В 2013 году она была в составе комиссии по субсидированию тарифов.
Она тоже не помнила и не знала, как оказалась в этой комиссии. Многие вопросы ставили её в тупик. Своими ответами она вызывала бурю негодования у адвокатов.
Когда её спросили: что такое субсидирование социально значимых маршрутов, она ответила: не знаю.
– На комиссии обсуждались вопросы назначения аудиторских поверок автоперевозчиков которые просят субсидии?
– Раз в протоколе написано, значит, так и было, – ответила Ержан.
Ержан подробно рассказала про одно заседание, на котором обсуждалась работа «Автопарка».
– На этом заседании шла речь о «Троллейбусном парке», а не об «Автопарке»! – напомнила ей адвокат.
На лице чиновницы было неподдельное изумление.
Единственный, ктоне краснел, пожалуй, был Серик НАБИ – руководитель аппарата акима города Актобе. В то время он работал руководителем отдела экономики и планирования горакимата.
– Получалось, что весь транспорт в городе убыточен из года в год, а у вас вопросов по этому поводу не возникало? Вы – фильтр, вы должны были заниматься вопросом рационального использования бюджетных средств. Вы, получается, просто соглашались? – спросил его судья.
Эти вопросы чиновник слушал, не краснея. Долгая пауза была ответом.
Алексей КОВАЛЬСКИЙ,
Рисунок Игоря КИЙКО