Некому бороться с нелегалами
В редакцию «Эврики» обратился хромтауский водитель такси Марат САБИТАЕВ с жалобой на водителей микроавтобусов, которые буквально отбирают хлеб у местных таксистов.
– Я таксую на площади перед вокзалом «Саяхат» уже давно, – говорит Марат Сабитаев. – Тут много тех, кто зарабатывает на жизнь таким образом. Друг друга мы все знаем и не мешаем работать. Отвозим клиентов из Хромтау в Актобе по установленной таксе – 700 тенге. Пассажиров достаточно, поэтому как–то обходилось без обид и недомолвок. А в последнее время на площади появились водители микроавтобусов на 8 мест, которые перехватывают у нас всех пассажиров.
Такая несправедливая конкуренция задела местных водителей. Более того, мужчины уверяют, что «микроавтобусники» нарушают законы, а их никто даже не проверяет.
– Один водитель, например, вовсе без прав ездил, – уверяет Марат. – Собирал каждый день людей, и отвозил их в город, нарушая ПДД. Более того, они занижают свои доходы в налоговой инспекции, которая даже не подозревает, что в день такие микроавтобусы приносят водителю минимум 30.000 тенге.
Марат тоже нелегальный таксист. Однако имеет при себе удостоверение налогоплательщика. Более того, мужчина готов оформлять свои услуги как положено по закону, однако, как оказалось, чётких законов, регулирующих работу таксистов, толком нет, да и проверять соблюдение этих законов некому.
– Я обратился в хромтаускую прокуратуру, затем в областную, – говорит Марат. – Просил принять меры по отношению к нелегальным таксистам, которые не выполняют правила пассажирских перевозок. Микроавтобусы не должны работать такси! Они составляют конкуренцию не только нам, но и пассажирскому автобусу назначением Хромтау–Актобе, билет на который стоит 500 тенге. Но так как он ходит по определённым часам, многие предпочитают уехать раньше и с комфортом на этих 8–местных такси, лишая нас и рейсовый автобус заработка.
Наказать бы по всей строгости… А некому!
Наблюдательный мужчина насчитал 8 микроавтобусов, которые наглым образом завлекают всех пассажиров, лишая возможности заработать местных «легковых» таксистов и пассажирский автобус.
– Что за правовой казус? – возмущается таксист Марат. – Местная и областная прокуратура ответили, что они не занимаются рассмотрением нарушений такого характера. Транспортная инспекция также ответила, что не контролирует работу нелегальных такси. А кто тогда этим должен заниматься?
Раньше таксистами занималась транспортная инспекция. Чтобы выйти на маршрут Актобе–Хромтау, водителю такси нужно было пойти отметиться в налоговой инспекции. Затем взять разрешение на работу на конкретный маршрут. Как правило, оформлять должны были фирму из нескольких машин. По закону у службы такси должны быть бортовые наклейки, «шашки», радиостанция, таксометр, бортовой журнал с отметкой медика и техника.
– В 2015 году транспортная инспекция отказалась заниматься этим вопросом, – говорит Марат. – Регистрацию отдали отделу ЖКХ, который занимается транспортными перевозками. А контроль над работой таксистов – полиции. Обязанности–то они поделили, а в законодательную базу изменения не внесли.
На сегодняшний момент полиция даже не знает, как и где таксисты должны регистрироваться.
– Так и получается, что за правилами и за фактами нарушения перевозки пассажиров и багажа просто некому следить, – говорит Марат. – Нет тех, кто контролировал бы регистрацию перевозки по междугороднему сообщению. Кто хочет, тот и возит.
Главное – деньги плати
Единственное, что проверяет дорожная полиция – наличие документов налогоплательщика. В случае уклонения от налогов предусмотрены штрафы, и даже конфискация транспортного средства.
– После того, как я указал полиции на нарушения, касающиеся именно налоговых уклонений некоторых таксистов, была проведена проверка, в ходе которой выявили всех нарушителей. И было их немало. Все ломанулись в налоговую инспекцию исправлять свои нарушения. А так бы никто и не узнал.
Борец с нелегалами уверен, что если бы он периодически не шумел и не отправлял жалобы, никто бы не занимался всеми этими нарушениями.
– Один водитель микроавтобуса был лишён прав, но это его не останавливало, он продолжал перевозить ни о чём не догадывающихся людей. Полиция оштрафовала его, а он на следующий день, как ни в чём не бывало, снова зазывал пассажиров в своё такси.
Все таксисты пользуются этой неразберихой в законодательной системе и уверены, что никто их не накажет за нелегальную деятельность. Выбирают понравившийся маршрут, выгоняют свою машину и мотаются по маршруту, пока не заработают достаточную сумму.
Марат Сабитаев возмущён, что теперь любой и каждый может приехать и работать таксистом, составляя недобросовестную конкуренцию другим таксистам. Одни укрываются от налогов, другие лишены прав, третьи ездят на неисправных автомобилях.
А могло быть и лучше
– После моей шумихи все всполошились, – говорит Марат. – Водители «мини–венов» приобрели какие–то бортовые журналы, где делают отметки медики и техники, все оформили налоговые удостоверения. Это, конечно очень хорошо, только напрасно. Проверять то их по–прежнему некому.
В бортовой журнал можно поставить необходимую печать медика или техника за любые деньги, вырвать листок или вставить другой. Никто не устанавливает нормы, никто за их соблюдением и не следит.
Каждый год говорят о том, что нужно как–то решать проблему с нелегальными такси. Что нужно официально оформлять всех бомбил, фиксировать цену на проезд, устанавливать правила перевозок.
– Когда я ездил в Москву, был приятно удивлён, как работают там такси, – говорит Марат. – У них тоже есть такси–микроавтобусы для междугородних перевозок, но они в определённом цвете, с наклейками, «шашками», своей радиостанцией и диспетчером. Перед выездом на маршрут они проходят тщательную проверку с заключением медика и техника.
Хромтауский таксист подружился с московским водителем междугороднего такси, который рассказал о том, как строго им приходится соблюдать установленные правила перевозок пассажиров и багажа. Транспортная инспекция контролирует их деятельность даже в мелочах, и у них там во всём порядок. Может, стоит и нам перенять положительный опыт соседнего государства?