СПЕКТАКЛЬ С БУДДИЙСКИМ СПОКОЙСТВИЕМ
Отыскать в зрительном зале свободное местечко оказалось трудновато. Актюбинцев не отпугнули ни холодный осенний вечер, ни довольно высокие (4.000 – 7.000 тенге) по нашим меркам цены на билеты. Приезжей труппе даже удалось обойтись без привычной, но беспроигрышной приманки – киношной или телевизионной знаменитости в составе.
Если оперетта обычно ассоциируется с брызгами шампанского, то этот спектакль больше походил на пену джин-тоника с ароматизатором, идентичным натуральному. Вроде бы всё было на месте: и профессиональная игра актёров, и великолепные живые голоса солистов. Не хватало той искорки лёгкости и задора, без которой трудно представить оперетту. Для выступления на актюбинских подмостках московская труппа отказалась от массовки. Ни кордебалета, ни темпераментных, но малозначительных коллег Мистера Икс по цирку. Да и музыка из динамика лилась чисто, без перебоев, но вяленько.
За кулисами актёрского мандража тоже не наблюдалось. Ни творческих истерик по поводу на пару секунд задержанной музыки, ни лихорадочного поправления грима. Как-то не похоже всё это на привычную закулисную суету.
– Тут актюбинский мэр должен был прийти, – шёпотом интересовались актёры. – Его что, нет в зале?
Потом, разочарованно вздохнув, разбредались ждать своего выхода по гримёркам.
Есть ли в Актобе мэр или нет, но шоу должно продолжаться.
ОПЕРЕТТА ПО-СПАРТАНСКИЙ
Два местных монтировщика откровенно скучали на диванчике рядом со сценой, лишь изредка подавая по рации команды осветителям и звуковикам. Как они сказали по секрету, приезжие актёры делали всё сами: и устанавливали декорации, и разбирали их. Обычно же для таких целей театры возят своих работников или нанимают местных, дабы не отвлекать актёров перед спектаклем. Хотя отвлекаться там особенно было не на что. Монтировщики, профессиональным взглядом оценив декорацию, убедились, что она более чем скромная. Проще только выездные варианты детских сказок, тех, что играются в школьном спортзале или актовом зале сельского ДК.
БЫВАЛО И ХУЖЕ
В антракте занятий для зрителей нашлось немного. Не было бойкой торговли программками, буклетами и дисками с записями спектаклей. Проголодавшиеся отправились, как водится, в буфет. Самые продвинутые устраивали селфи в фойе театра. Заядлые театралы не могли отказать себе в традиционном удовольствии, собравшись в кружок, обсудить увиденное.
Именно к такой группке театралов я и решил отправиться, чтобы узнать их мнение.
Дама, представившаяся Юлией, охотно отвлеклась от светской беседы, чтобы поделиться впечатлением от просмотра нетленки Имре Кальмана.
– В этот раз неплохо. Довольно сильный состав. Бывало и хуже, та же московская оперетта привозила и совсем ужасных актёров. Наверное, третий или четвёртый состав. Живое исполнение арий – это восхитительно! А в целом… Видно, что спектакль урезан. Хотелось бы и живого оркестра, и более красочного оформления. Понятно, что это сложно, накладно: возить в такую даль декорации или лишних актёров. А уж костюмы! Разве привезти хорошие костюмы в наше время – это так сложно?
К тому, что нам показывают не совсем полноценный спектакль, мы относимся с пониманием. Но с пониманием – ещё не значит с одобрением.
Когда прозвучал звонок ко второму акту, один из зрителей в фойе не заторопился на своё место в зрительном зале. Он сосредоточенно решал кроссворд-судоку. Правильное расположение цифр в японской головоломке явно интересовало его гораздо больше трагичной судьбы циркача с разбитым сердцем.
| | |
Вам-то хорошо, а мне ещё декорацию убирать. | | Фото с сайта московского театра тперетты |
ГЛАВНОЕ – ГОЛЫМ ПОД ДУШЕМ НЕ ПЕТЬ
Может быть, такой минимализм на сцене – столичная диковинка? Вон Ларс фон Триер в «Догвилле» вообще декорации мелом рисовал на полу, да ещё и подписывал, для самых недалёких. Не костюмчик ведь играет, а актёрчик в нём. И не могут ещё провинциальные актюбинцы оценить всех высоких замыслов москвичей.
– Роскошь для оперетты – не самая важная часть, – высказал свою точку зрения солист московского театра оперетты Пётр КОКАРЕВ. – За всю историю театра существовали постановки, сделанные совсем скромно, но это не умаляло их качества. Главное – сохранение традиций, сохранение классики. Это вопрос даже не творчества, а этикета. Всё равно, что снимать головной убор в помещении или есть не руками, а столовыми приборами. Нарушение старых традиций – издевательство над классикой Я даже не говорю о новогодней вариации «Летучей мыши» на ТВ. Это чистой воды «петросянство», «Кривое зеркало» для соответствующей публики. Но вот мне пришлось смотреть постановку в московском театре, где голый граф Орлов пел под душем в капитанской фуражке. Это ужас! Иногда этим грешит даже Большой театр.
Я считаю так: не нравится старое – создай что-то новое. Малевичу не нравилась старая школа живописи, он написал «Чёрный квадрат».
СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ
Кстати о традициях. В 2001 году театр Образцова привозил в Актобе легендарный «Необыкновенный концерт». Заезжие знаменитости тогда не очень баловали нас визитами. Сам факт показа этого шедевра на наших подмостках действовал завораживающе. Актюбинцы простили бы любую халтуру, но театр Образцова работал в полную силу, и артисты не позволили себе выбросить ни одного номера, ни одной реплики.
Сейчас существует около трёх десятков трактовок смысла «Чёрного квадрата». Это только официальных, занесённых в учебники по искусствоведению. Версия о том, что основатель авангардизма экономил на краске, тоже имеет право быть. Но прошли уже те времена, когда актюбинцы, истосковавшись по зрелищам, рады были любому спектаклю. Актобе становится лакомым кусочком для заезжих театров. Заметно выросли и местные творческие коллективы. Актюбинские ценители искусства уже достаточно компетентны, чтобы отличить «Чёрный квадрат» от «Джоконды», и для этого совсем не нужно пичкать их урезанными копиями.