Кто ответит за обновлёнку в школах?
– Вопросы системы образования сегодня волнуют всю общественность, – говорит Индира Ибрайхановна. – И это понятно, потому что за последние годы очень многое изменилось в школах. Новая программа предполагает максимальный отход от традиционных организаций учебного процесса. Начиная с 2015-2016 учебного года в школе-гимназии №9 был запущен новый проект, в рамках которого некоторые предметы стали преподавать на трёх языках (русский, английский и казахский).
Руководитель отдела образования отметила, что перед ними стоят большие задачи и решения проблем. Чтобы к 2019 году осуществить трёхъязычную программу преподавания, необходимо обеспечить школы квалифицированным преподавательским составом.
От автора: не подорвётся ли перед учениками авторитет учителя физики с многолетним стажем работы, который по неосторожности будет допускать нелепые ошибки в произношении или применении некоторых терминов на английском языке? Нетрудно представить, какие ошибки можно допустить в изучении естественных наук из-за неправильного перевода.
Учителя жалуются на неполное обеспечение учебниками
– С прошлого учебного года началось массовое обеспечение учебниками не только школьников особых категорий, но и всех учащихся школ, – комментирует руководитель горОО. – В текущем году этот процесс продолжается. Все школьники будут обеспечены новыми учебниками в полной мере. Всё лето мы готовились к решению этого вопроса. Нами было заказано 623.000 комплектов учебников для учеников 2,5,7 классов. Это те классы, которые обучаются по новой программе. Также мы приобрели учебники для 1 классов, потому что число первоклашек с каждым годом растёт. Из средств бюджета на покупку учебников было выделено 661 миллион 700 тысяч тенге. Первая партия уже прибыла, на подъезде вторая партия учебников. Учебники печатаются, их привозят к нам, а мы, в свою очередь, незамедлительно доставляем их по школам.
От автора: странно, что в ходе второй учебной недели некоторые учебники ещё только печатаются. Собственно, изучая содержание некоторых, можно поверить, что их печатали за пару дней до начала учебного года.
Кстати о содержании учебников. Родители хотят поговорить с их авторами, чтобы понять, чему они планировали научить детей
– В социальных сетях неоднократно пишут про учебники и ошибки, – подтвердила Индира Бексултанова. – Этот вопрос уже анализируется и изучается. Изучив содержание учебников, учителя нашего города хотели бы встретиться с автором учебника, чтобы понять суть программы. После того, как учителя просмотрели учебник русского языка за 7 класс, они выступили с предложением встретиться с автором этого учебника, чтобы понять до конца, какую цель преследовала автор. Новые учебники сориентированы на новую программу, где ребёнок сам ищет необходимую информацию, а учитель его только координирует.
От автора: возмущённые неадекватным содержанием учебников по русскому языку 5 и 7 классов родители слёзно умоляют учителей не вести урок по новым учебникам. Им остаётся надеяться, что учителя найдут свои способы, чтобы по достоинству скоординировать новую программу куда подальше.
Как будут ориентироваться учителя, работающие по старой программе, если их поставят на замену в новые классы?
– В 1,2,6 и 7 классах преподают учителя, которые прошли специальные курсы по обновлённой программе. Мы задумались над тем, кто их заменит в случае болезни или других причин, – говорит Индира Ибрайхановна. – Мы надеемся, что учителя смогут быстро сориентироваться. В каждой школе есть тренеры, которые уже получили азы знаний по обновлёнке. Они могут обучать в школе своих коллег. Но, в любом случае, со временем все учителя эти спецкурсы пройдут, так как с каждым годом новая программа будет охватывать и другие классы.
От автора: современный учитель должен обладать супер качествами, чтобы быстро сориентироваться и не перепутать, кому пятёрку поставить, кому 40%, а кому – улыбающийся смайлик.
Последние годы в школах не хватает учителей. Как чиновники решают этот вопрос?
– Действительно, вопрос нехватки педагогов стоит перед нами и перед администрацией школы очень остро, – призналась руководитель горОО. – Особенно не хватает учителей начальных классов с русским языком обучения. Их выпуск будет только на следующий год. Новых учителей начальных классов ждут от университета им. К.Жубанова и педагогического колледжа. В этом году даём рекомендации и задания руководителям школ, чтобы они выходили из этой ситуации на месте путём совмещения уроков, классов, учителей. Мы предлагаем учителям работать в две смены. Они могут преподавать с утра в одной, а после обеда – в другой школе. Конечно, это всё по желанию педагога, если он будет успевать и не уставать. Для учителя – это высокий заработок, а для нас – временное решение проблемы с нехваткой учителей.
От автора: хочется пожелать учителям сил и терпения. В современных условиях новой программы, с существующими проблемами и вопросами, нужно иметь железную волю и желание, чтобы выпустить достойное поколение.
Для некоторых школьников суббота будет выходным днём
– С этого года в гимназиях, лицеях и в школах, работающих в трёхсменном режиме, 1,2,5,7 классы переходят на пятидневку. И суббота для них будет выходным днём. А в общеобразовательных школах с двухсменным режимом обучения на пятидневку переходят только учащиеся с 1 по 8 класс. Старшеклассники в субботу отдыхать не будут. Продолжительность урока уже установлена окончательно – 40 минут. Длина перемен не изменилась.
От автора: в попечительский совет входят люди, которые, возможно, не имеют никакого отношения к школе. Однако им поручили решать важные вопросы. Первым решением попечительского совета стало принятие пятидневки в некоторых классах. Выходная суббота стоила некоторым школьникам увеличения нагрузки по одному уроку каждый учебный день.
Откуда взялась необходимость создавать попечительские советы и что они теперь будут делать?
– Это коллегиальное управление, которое руководствуется законодательством РК, правилами деятельности попечительского совета и уставом школы, – комментирует руководитель горОО. – Теперь родительская общественность, неправительственные организации, журналисты, депутаты призваны помогать решать проблемные вопросы во благо школы. Они будут контролировать спонсорскую помощь школе, чтобы избежать обвинений учителей и администрации школы в коррупционных вопросах. От их решения будут зависеть новые приобретения в школу на спонсорскую помощь. Руководитель школы ни в коем случае не должен возглавлять или собирать попечительский совет. Так как ему необходимо отчитываться перед попечительским советом за проделанную работу.
От автора: интересно, что в Казахстане попечительские советы были созданы несколько лет назад, но поручили обратиться к ним только в этом году. Неужели всё настолько серьёзно…
Что ещё нового стоит ждать от системы образования в этом году
– В школах нашего города в этом учебном году вводятся спецкурсы по предметам естественно-математического цикла на английском языке, – говорит Индира Ибрайхановна. – На спецкурсы будут ходить учащиеся 8 классов. Мы хотим, чтобы переход на изучение предметов на английском языке был плавным, поэтому решили постепенно внедрять в учебную программу эти предметы.
В рамках эксперимента все 8-е классы городских школ будут изучать предмет на английском языке в свободное от учёбы время. Это будут дополнительные часы. Как показывает практика, дети лучше своих преподавателей ориентируются в новой программе. Им интересно изучать предмет на иностранном зыке. Тем более что у современных детей гораздо больше возможностей получать информацию на английском языке через интернет. Поэтому ученики тоже смогут делиться с педагогами своими знаниями и быть им в этом полезными.
От автора: главное, чтобы ученики не начали учителям оценки ставить. Пройдёт ли в наших школах поговорка: «Ученик превзошёл своего учителя» – покажет только итоговая успеваемость.
Помогают или мешают компьютерные технологии школьникам усваивать новую программу?
– Компьютерные технологии в новой системе образования приветствуются, если информация пойдёт на благо ребёнка, – говорит Индира Бексултанова. – Если школьник через интернет берёт для себя полезную информацию – то это, конечно, только плюс. Например, в этом году на августовской конференции наши преподаватели предлагали новые проекты, которые были направлены на изучение некоторых предметов через мобильное приложение.
– Изучение того же английского языка становится проще и интереснее, когда есть возможность пообщаться на этом языке со школьниками других стран. Каждый день через сотовый телефон ребёнок сможет изучать предмет по телефону – это явно заинтересует современного ученика. Мы задумались над этими новшествами. Конечно, для игры, или негативной информации сотовые телефоны использоваться в школах не будут, а вот для полезного дела – всегда можно, – говорит руководитель горОО. – По городу были запущены смарт-проекты, где учитель даёт обыкновенное задание по видеоконтенту, а потом скидывает его ученикам. Те, в свою очередь, смогут, неоднократно пересмотрев видео, усвоить материал в полной мере, остановившись на тех моментах, которые были менее понятны. Такое внедрение компьютерных технологий, может только положительно повлиять на ребёнка.
От автора: возможно, такой современный подход, который пугает своей неизвестностью, сможет помочь учителям. Это исключит каждодневное повторение одного и того же материала и «вбивание» правил в головы невнимательных учеников. Гораздо проще предложить неуспевающим школьникам пересмотреть видео дома самостоятельно или с родителями, чтобы обратить внимание на определённые сложности и путём неоднократного просмотра запомнить важную информацию. Только теперь у учеников не будет возможности сказать родителям: «Я забыл», или «Нам не задавали».
Кстати, о родительском контроле над успеваемостью своих детей через интернет…
Индира Ибрайхановна рассказала о плюсах современных информационных технологий, которые играют на руку родителям.
У каждого современного родителя появилась возможность контролировать своего ребёнка, находясь на работе или дома за компьютером. Электронные дневники и журналы исключают возможность школьника скрыть плохую оценку или утаить общую неуспеваемость по предметам. А введённые в некоторых актюбинских школах электронные турникеты фиксируют каждый шаг ученика: во сколько он зашёл и вышел из школы.
Это упрощает жизнь беспокойных родителей, которые заняты на работе и не могут лично встречать и провожать своё чадо в школу.
От автора: будем ждать мобильное приложение, которое ещё и ремня давать будет за плохую успеваемость.