Об этом и о многом другом – в материале нашего корреспондента, побывавшего в главном городе страны.
–Вот, поглядите, разве такой должна быть достопримечательность?!
Вежливый таксист Арман ЖАСОВ, до этого весело рассказывающий о своих скромных способностях разговаривать сразу на нескольких иностранных языках, вдруг неприязненно восклицает. Мы проезжаем мимо главной достопримечательности столицы – «Байтерека».
– А что с ним не так? – робко интересуюсь я.
– Ну вы посмотрите внимательно! Вокруг башни растут и растут высотные здания. Они в три раза больше самой конструкции. Говорят, что в скором времени на этой площади появятся здания ещё выше. И тогда что?! – спрашивает опять таксист. И тут же уверенно продолжает:
– Совсем не станет видно нашего «Байтерека». Поэтому самые активные астанчане, которым небезразличен этот вопрос, строчат письма в местные акиматы, чтобы на это обратили внимание!
Люди просят, чтобы либо «удлинили» «Байтерек», либо придумали для столицы новую достопримечательность.
Впрочем, куда реальней первый вариант. Строить и перестраивать – это всё про сегодняшнюю Астану. Город напоминает огромную строительную площадку, и конца-края строительным работам не видать. Через три года Астана проведёт, пожалуй, самое масштабное мероприятие, которое по своей значимости затмит все предыдущие. А именно: в столице состоится международная выставка ЭКСПО-2017.
–Город за месяц посетят более 5 миллионов человек. Говорят, это будут иностранцы, – тяжело вздыхает житель столицы Ерлан КЕМАЛОВ. – Честно говоря, эта цифра настораживает. Кто же приедет к нам, чтобы специально посмотреть на наш город?! Вы уж простите меня за подобные непатриотические высказывания, но я – реалист. Не будут же правительства Японии или Китая в добровольно-принудительном порядке направлять к нам свои туристические группы.
Впрочем, необязательно, чтобы все 5 миллионов человек были иностранными туристами, говорят другие. Вполне возможно, что Астану в дни ЭКСПО-2017 посетят, напротив, нескончаемые группы туристов из регионов. Это даже намного лучше и интересней. Вон – даже в оргкомитете ЭКСПО-2017 заявили, что людям с ограниченными возможностями на выставку вход будет бесплатный. Как не воспользоваться этой возможностью?
– В Японии есть замечательная традиция, которая закреплена на уровне правительства, – рассказывает политолог Айдос САРЫМ. – Во время каникул дети ездят в соседние регионы. Их поездки оплачивает государство. Мне кажется, это просто гениально! Таким образом, японцы создают интерес, который выливается в гордость. А там, где гордость – патриотизм зарождается. А патриотизм есть ответственность. Вот нам бы такую программу, в Казахстан!
Но, наверное, не стоит совсем уж ругать отечественных чиновников, мол, нарисовали, непонятно откуда взяв цифру в 5 миллионов, а в действительности не помешало бы розовые очки с себя снять. Во-первых, где разместить такое огромное количество людей в дни ЭКСПО-2017? Как и на чём они будут передвигаться по городу, где проживать, что есть и пить?
– Сейчас в Астане проживают 800.000 человек. А теперь представьте, что уже в 2017 году их количество возрастёт более чем в пять раз! Это же страшно себе представить! Где мы столько транспорта возьмем для гостей?! – не на шутку переживает Ерлан Кемалов. – Нам, наверное, скажут: сидите дома и не высовывайтесь!
Однако в правительстве и акимате Астаны стараются успокоить астанчан. Никого удерживать в домах целый месяц не будут. Наоборот, на проведение ЭКСПО-2017 будет выделен не один миллиард тенге, и на эту сумму в самое ближайшее время предстоит построить в городе десятки гостиниц и прочих объектов.
– В связи с предстоящей выставкой ЭКСПО-2017 в Астане выдано разрешение на строительство жилья в объёме около 9 миллионов квадратных метров, – рассказывает председатель правления АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» Талгат ЕРМЕГИЯЕВ. – Если смотреть в общем объёме, на сегодняшний день жилфонд города составляет 16 миллионов квадратных метров. Так что за три года облик города изменится основательно. Будут построены гостиницы, офисные здания и многое другое.
Кстати, в связи с активной застройкой в городе планируют снести частные дома. К примеру, под снос может пойти и элитный район «Чубары» – а-ля местная «Рублёвка» с роскошными коттеджами. На что не пойдёшь ради имиджа страны? Тем более, что «Чубары» оказался в центре столицы и представляет из себя следующую картину: коттеджи с картинки в окружении высотных зданий. Не совсем привычно. Но местные депутаты, как рассказывает местное население, против таких планов столичных чиновников.
– А что удивляться? В «Чубарах» живут не только бизнесмены и известные артисты, у которых немало денег водится. Там имеют недвижимость и народные избранники, – говорит таксист Арман.
Намерены власти построить также множество улиц. Расширяться проезжие части будут, но это, как понимают сейчас в столице, далеко не выход. Нужны новые проспекты. В связи с этим уже объявлено, что к 2017 году в столице появятся 4 улицы, трассы и шоссе общей протяжённостью 70 км, а также железная дорога от аэропорта до города.
– Кроме того, власти пересмотрят организацию работы общественного транспорта, – говорит руководитель пресс-службы АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» Айгуль МУКЕЙ. – В Астане закупят около тысячи новейших скоростных автобусов, которые будут иметь выделенную полосу по всему движению. Они будут двигаться без остановки на перекрёстках и осуществлять скоростные перевозки. Автобусы имеют большую вместимость, они очень современные, удобные и комфортные.
И это еще не всё. В главном городе страны появятся новый аэропорт и несколько автовокзалов. Уже сейчас бешеными темпами идёт строительство остановочных павильонов, подземных и наземных переходов.
– Говорят, что совсем скоро в Астане появятся «умные светофоры», которые якобы сами будут с учётом пробок регулировать автомобильное движение. Как включат такой первый светофор, я первым напишу об этом новость, – говорит журналист Ельтай ДАВЛЕНОВ, проживающий сейчас в столице.
В акимате Астаны тем временем разъясняют, что «умные светофоры» – это не искажённая информация. На деле, это светофоры, работающие в автоматическом режиме. То есть, действительно, если на определённом перекрестке будут скапливаться автомобили, там автоматически светофоры сами будут перестраиваться.
Смотря на все эти оптимистические планы, невольно задаёшься вопросом: а почему бы и нашему городу не принять у себя что-то вроде ЭКСПО? Потекли бы и к нам миллиарды. Появились бы и у нас новые квадратные метры, которые потом отдали бы населению по доступным ценам. Не говоря уже о строительстве стратегически важных объектов, которые обеспечивали бы жизнедеятельность всего областного центра.
– Радует то, что после ЭКСПО Астана получит множество новых зданий и сооружений, которые будут служить на благо народа. По правилам проведения ЭКСПО, участники выставки должны сами за свои средства строить павильоны и прочие здания, в которых они будут проводить демонстрацию своих наработок. Но Казахстан решил сам строить. Ведь после выставки пришлось бы снести всё построенное иностранцами – это тоже прописано в правилах. Поэтому всё построенное собственными силами организаторы выставки отдадут на пользование народом, – говорит Айгуль Мукей. – Ничего пустовать не будет.
Аянат БАЙМУРАТ,