Сегодня: 29.04.2017

Держи воришку!

15 марта 2017 года. №11
В супермаркетах охранники не имеют права штрафовать мелких воришек. Единственное, что они могут сделать, это зафиксировать факт кражи и вызвать полицию.  

воришка.jpg

Под прицелом видеокамеры
Чего только нет сегодня на прилавках магазинов! Были бы деньги, нехватка которых как раз и приводит многих к тому, чтобы незаметно положить в карман какую-нибудь вещицу. На рынке, где поток покупателей и всего один продавец, шансов стащить товар и при этом остаться незаметным – гораздо больше, чем в супермаркетах. В современных магазинах повсюду видеокамеры и внимательные охранники, которые готовы схватить воришку за рукав в любой момент. Но это останавливает не всех.
– Желающих стащить из супермаркетов то, что лежит на расстоянии вытянутой руки, очень много, – говорит начальник службы безопасности одной из сети супермаркетов Марат. – Некоторых из них мы уже узнаём в лицо и пристально следим за их действиями на протяжении всего времени нахождения в магазине. Как показывает практика, воруют почти одни и те же. В основном это наркоманы, иногда пожилые люди, но чаще – маленькие детки. Того, кто запланировал украсть, легко заметить сразу. Подойдя к товару, он однозначно посмотрит по сторонам, спрячет его в карман (чаще во внутренний верхней одежды) или под кофту. Потом воришка сделает традиционный круг по магазину и ускорит шаг к кассе. Выбирает нарушитель, как правило, выход там, где людей больше, где есть шанс остаться незамеченным. Но почему-то никто из них не думает о том, что их фиксируют видеокамеры. Может, рассчитывают, что они не работают. 

Вор по необходимости
Всех воришек можно разделить на несколько видов. Первые – профессионалы, те, кто приходит в магазин целенаправленно только за дорогим товаром (в основном это элитный алкоголь). Вторые – клептоманы: такие чаще всего приходят за мелким недорогим товаром (это могут быть мелкие шоколадки, конфетки, чупа-чупсы), но отличает их от других то, что они приходят на место преступления снова и снова. Третьи – похитители по необходимости: это старенькие люди, которым не хватает пенсии на продукты (такие в основном «забывают» заплатить за консервы, макароны или масло). К этой же группе относятся наркоманы, которые воруют, в основном, шампунь или шоколад.
Есть ещё «случайные» нарушители, которые действительно забыли оплатить товар. Только как доказать эту случайность, и где провести линию между теми, кто совершил кражу, и теми, кто просто забылся – непонятно.
Но ещё интереснее, как охранник будет наказывать того, кому просто не хватило денег на банку кильки, и того, кто крадёт ради забавы? Полиция должна будет забрать старушку за то, что у неё не хватило денег на килограмм вермишели? Как оправдать того, кто был вынужден пойти на кражу или просто забыл заплатить? 
 
Понять, простить и оплатить!
– Конечно, мы стараемся войти в положение стареньких людей и просим их просто вернуть товар на место или оплатить его, – говорит начальник службы безопасности. – Также понимаем родителей, которые просто не заметили, как их ребёнок взял что-то. Понимаем и прощаем тех, кто действительно забывает оплатить один товар. Как правило, эти люди сами просят не вызывать полицию и оплачивают свой товар.
Немного другую историю рассказал нам Михаил, который как раз и вошёл в число тех, кто незапланированно «украл» шоколадку.
– В прошлую среду мы с сестрой отоваривались в одном из наших супермаркетов, – рассказывает молодой человек. – Я остановился возле стойки с винами, а сестра взяла тележку и ушла дальше. Пока я искал её, брал, что было нужно. В одной руке была бутылка вина, коробка конфет, букет тюльпанов, потом я взял шоколадку в другую руку, где держал телефон. Когда выкладывал товар, решил убрать телефон в карман. И даже не заметил, что сделал это машинально вместе с плиткой шоколада. На кассе мы оплатили за три полных пакета продуктов около 30.000 тенге. И тут нас на выходе задерживают охранники, которые напомнили мне про шоколадку в кармане. Я был очень смущён и стал оправдываться. Но вместо того, чтобы слушать мои объяснения и посмотреть по видео, как это было, мне сказали оплатить шоколад в 3-кратном размере, иначе вызовут полицию. Конечно, я выбрал первое.
В то же время, когда обыскивали Михаила, задержали ещё и девушку. Охранник попросил показать, что у неё спрятано под кофтой. Оказалось, девушка решила таким образом вынести из магазина нижнее бельё. Ей предложили замять дело, оплатив вещь в 10-кратном размере. Тогда Михаила и возмутило: откуда берётся эта «цена прощения»?
– Ладно бы ещё товар отдали! – возмутился парень. – Конечно, абсолютно не оправдываю девушку. Там действительно был факт кражи. Но почему они сами называют эти цифры, как будто где-то прописано, что за нижнее бельё нужно платить в 10 раз больше, а вот за шоколад, так уж и быть, можно и поменьше, – иронизировал Михаил. – Да и вообще, должен же быть какой-то человеческий фактор, когда можно отличить кражу от простой невнимательности. 

Воровать по закону
– Действительно, в супермаркетах нет определённых норм, которые бы регулировали вопрос оплаты украденной вещи, – говорит юрист Нурбек АЛЬЖАНОВ. – Требовать кратную оплату за товар сотрудники магазина не имеют никакого права. В таком случае покупателю лучше самому настоять именно на вызове полиции. Только органы уполномочены дать юридическую оценку действиям покупателя – с умыслом человек пошёл на кражу или по неосторожности.
Магазин не имеет права досматривать воришку, если только сам нарушитель не готов показать свою сумочку или вывернуть карманы. Охрана должна лишь доказать вину по видеозаписи камер наблюдения правоохранительным органам – зафиксировать сам факт кражи. А уж достоверность нарушения и меры наказания – дело рук полиции.
В любом случае, покупатель должен помнить, что за каждое нарушение ему придётся ответить по закону или доказать свою невиновность в случае своей невнимательности. 

Виктория ЛЯХОВА,
evrika@evrika.kz

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Народный репортёр




Светлана
Стиляги
Агран
СпецПром
Цифровое Рус
Цифровое Каз

Голосование

Как бы вы встретили Первомай?



Количество проголосовавших: 20

АРХИВ ГОЛОСОВАНИЙ

Последние новости:
Самые читаемые новости:

АРХИВ НОВОСТЕЙ




Рика - рекламно-информационное коммерческое агентство
 Наш адрес: г. Актобе, ул. Ш.Уалиханова, 35
 Тел.: 8 (7132) 212 249;
 Факс: 8 (7132) 212 660
Яндекс.Метрика