«Да что же это такое?!»
Построят ли четвёртый НПЗ и за сколько?
Как Назарбаев поступает с подуставшими министрами?
Об акимах, занимающихся профанацией
– Есть акимы, которые свою ежедневную работу записывают, как работу в рамках "Рухани жаңғыру". Постоянную работу – проведение фестивалей, спортивных состязаний – акимы заявляют, что провели в рамках "Рухани жаңғыру".
Какие-то ничтожные объекты показывают, находят давно превратившиеся в руины мазары и говорят, что это сакральное место. Вот я недавно смотрел телевизор, показывали якобы сакральное место в ЮКО, там есть водопад высотой 5-6 метров в Каратау. Этот водопад давно существует, ничего сакрального там нет, это все знают. Да что же это такое?! Мы же не говорим: "Найди непременно в своей области что-нибудь сакральное". Нет – так нет.
О четвёртом НПЗ
– Регулярно встаёт вопрос обес-печения страны топливом. Мы модернизировали три НПЗ. Дефицит горюче-смазочных материалов покрывается на ближайшие 3-4 года. Затем снова надо будет импортировать. Когда я говорил о том, что надо строить немедленно четвёртый завод, вы мне доказывали, что он не нужен, что вот так будет ГСМ, и некуда будет девать. То есть, мы начинаем работать тогда, когда проблема нас догнала.
Принятие решения по НПЗ надо ускорять. Ещё в 2009 году мне докладывали о планах по строительству интегрированного нефтехимического комплекса. Прошло почти 9 лет. С тех пор стоимость проекта выросла с 6 до 9 миллиардов долларов. Сроки завершения с 2016 года перенесены на 2024 год. Что-нибудь конкретно есть? Инвесторы есть?
О воровстве денег в банках
– Когда мы с этим делом закончим?! У всех перед глазами – тотальное воровство денег государства и народа «БТА Банком» во главе с Аблязовым. По всему миру мы раскрыли и доказали, что это было явное воровство денег государства. А что сейчас? Создали банк, и теперь туда поверили, пошли люди, национальные компании, и теперь эти акционеры вытаскивают оттуда деньги, а Национальный Банк сидит и наблюдает за этим.
Для чего тогда надзорный орган нужен нам? И так по другим по всем банкам. Мы им говорим, что будет плохо, то-сё, нельзя подвергать банкротству банки. Надо подвергать банкротству, пусть возмещают деньги. Эти вот акционеры никуда же не делись. Они здесь. Они создали банк для того, чтобы накопить деньги и потом вытащить оттуда. Как такое может быть среди бела дня воровство?!
О чиновниках, которых судят
– Куандык Бишимбаев – очень жалко мне, честно говоря. Обучали по «Болашаку», отправили. Столько тратим времени, денег на подготовку людей. Также проводится досудебное расследование в отношении председателя комитета геологии министерства по инвестициям и развитию, председателя комитета фармации минздрава.
Сейчас стоит вопрос эффективности, прозрачности, качества построенных дорог. Из-за таких безобразий правоохранительные органы задержали почти всё руководство "Казахавтодора" и его региональных филиалов. Не за хорошие дела, конечно. Это говорит о том, что выявлены очень серьёзные недостатки как в руководстве по использованию средств, так и по качеству дорог.
Норматив давно устарел. Надо смотреть текущее состояние дорог, а не нормативы. Строят с нормативом, берут деньги с нормативом. Как в одно время строили детсады – как дворцы. Точно так же. Как у государства появляются деньги, аппетиты у них возрастают до небес. Для чего министерство? Для того, чтобы контролировать расходы государственных денег.
О проверках бизнеса
– Сколько пришлось говорить, на каждом заседании. Цепляются все, держатся, обязательно пойти проверить. Пожарник придёт, обойдёт, ничего не найдёт, но хотя бы бесплатно пообедает в ресторане.
О сносе старых домов
– Мы говорим о доступном жилье, строим людям, чтобы оно переходило. Люди продолжают жить в старом, а новое – сдавать в аренду, чтобы зарабатывать. Может быть, с точки зрения человека, и нормально... Нам надо сносить старые дома.
Например, стоит четырёхэтажная "хрущёвка", сейчас им по 60-70 лет. Надо сносить старые дома, а землю – отдавать бизнесу. Это же выгодно. Бизнесу есть польза. Обычно это хорошая земля в центре города. Это украсит внешний вид города.
Кроме того, даст народу переехать в хорошее жильё. Это – вопрос здоровья, самочувствия народа.
О зонах
– Нужны более активные меры по обслуживанию опережающего роста обрабатывающей промышленности. Большие бюджетные средства тратятся на создание социально экономических зон в стране. Их сейчас у нас 11. Уже выделено 283 миллиарда тенге. Акимы областей продолжают забрасывать нас бумагами, прося создать всё новые и новые СЭЗы. Давайте критически, пусть правительство осмотрит эти 11 СЭЗов, что они нам дали. И пока мы не разберёмся, никаких новых СЭЗов не создавать. Доведём до ума всё, что есть.
О ценных указаниях
Бахыту Султанову (министру финансов. – А.М.) сказал, например, в винно-водочном производстве 70-80 процентов проходят мимо налогов. По ночам продают, из-под полы продают. Чёрный нал идёт, огромные деньги крутятся. Они портят чиновников. Деньги всем раздают, ходят, мешками в Астане, Алматы и везде. И деньги уходят мимо бюджета.
Пока я не дал поручение по всем этим вопросам, никто не шевельнулся. А где налоговики? Где поставленные на это дело? Как так можно работать? Сколько можно? Конституцию поменяли, дали все права, каждому министру, каждому региону – самостоятельно работайте. Нет, нужны руководящие указания. Когда это закончится?
Об отставании в информации
– До сих пор нет электронных паспортов здоровья, врачи ведут документацию на бумаге. Модернизация на местах слабо обеспечивается компьютерами и доступом к интернету. Вообще-то, это — зона прямой ответственности акимов. Самые низкие показатели внедрения информационных систем в медицинских учреждениях Восточно-Казахстанской области. Актюбинская — 37, Астана — 31 процент.
Это – здоровье людей, каждого человека, здесь мелочей нет. Министерство должно координировать, быть центром, акимы должны исполнять. Делаете или не делаете, говорите! Что мешает? Что нужно для этого? Это очень серьёзный и острый вопрос, который быстро надо решить
О цифровизации
– Чтобы человек имел доступ. Живёшь ты в маленьком селе или в большом городе, чтобы имел доступ к образованию у преподавателей высокого уровня. И чтобы изучить это всё. Вопросы людей, кадров имеют большое значение. Поэтому мы обговаривали – может, в каких-то министерствах отдельные замы должны этим заниматься. Если это нам так надо, давайте добавим, если там не обходятся теми, кто есть. Добавлять штаты у нас все очень ушлые, быстро ставят этот вопрос. А может там можно обойтись теми, кто есть. У нас в министерствах по 3-4 зама…
Начинать надо, Ерлан (Ерлан Сагадиев, министр образования и науки. – А.М.) со школы. В будущем они будут вообще работать в этой сфере. Подумать надо. Ты же ведь лучше меня знаешь, для будущей экономики, которая грядёт, в 30-х годах совершенно другие люди должны быть. Нас всё время критикуют, что мы всё время проводим реформы в образовании, а куда деваться? Дети должны научиться самостоятельно мыслить, а не зубрить и сдавать экзамены.
Об уставшем министре
– Нам пришлось отложить внедрение обязательного социально-медицинского страхования. Основная причина: проблема вовлечения так называемого самозанятого населения. Они не платят налогов, короче говоря, находятся в тени. Я неоднократно на протяжении как минимум 5 лет, говорю об этом. Давал конкретные поручения. Однако ими никто предметно не занимается. Министру Дуйсеновой (Тамара Дуйсенова – на тот момент – министр труда и социальной защиты населения. – А.М.) я несколько раз говорил. Что случилось, Тамара, скажи, или ты устала на этой работе?
P.S. Спустя несколько часов после расширенного заседания правительства Тамара Дуйсенова была освобождена от должности министра. Новым руководителем ведомства стала Мадина Абылкасымова, работавшая до этого заместителем министра национальной экономики.