Что упало, то пропало!
Римма КАЩЕНКО уже полгода пытается разобраться в споре со своим банком, в котором оформила кредит. С кредитом никаких проблем никогда не было, но вот взаимоотношения с банком испортились.
– 7 ноября «Каспий банк» начислил мне на карточку 20.490 тенге, – пояснила Римма. – Эта карточка была заблокирована ещё в 2015 году, когда истёк срок её действия. 9 ноября я отправилась в ближайшее отделение банка и попросила, чтобы они выяснили, откуда эти деньги. Они написали письмо в головной офис. Пока разбирались, начисления продолжали падать то каждый день, то через день. 14 ноября мне позвонили из Алматы. Мужчина представился юристом и объяснил, что эти деньги никакого отношения к банку не имеют, их кто–то просто переводит на карточку.
Женщина сразу вспомнила про родных из Германии, которые раньше делали ей денежные переводы, и уверенная, что это их рук дело, успокоилась.
– Я у них ещё переспросила: точно эти деньги мне переводят частные лица, а не банк что–то напутал? – говорит женщина. – Мне не позвонят завтра с требованиями эти деньги вернуть? На том конце провода ответили, что «нет, банк не имеет права».
Удовлетворившись заявлением юриста, Римма сняла деньги и потратила их на свои нужды. Но спустя некоторое время, 29 декабря она пошла оплачивать свой кредит в этом же банке через терминал и обнаружила огромный долг.
– Я сначала положила необходимую для кредита сумму, а потом обнаружила, что деньги пошли на погашение возникшего ниоткуда долга в сумме 325.000 тенге, – делится женщина. – Я, конечно же, стала выяснять, откуда этот долг появился. Мне давали разные версии: сначала, что я якобы делала какие–то покупки, потом – что я брала у них кредит. Последняя версия была в том, что у них произошёл сбой, а я воспользовалась их деньгами.
Ошибочка вышла
– Вместе с процентами я должна больше 400.000 тенге, помимо этого на мне кредит, который не получается оплатить, – говорит Римма. – Я раньше всегда вовремя всё платила, теперь всё, что плачу, уходит на погашение этих непонятных 300.000. Мои нервы на пределе. Сотрудники банка звонили и в приказном тоне говорили, чтобы шла и гасила все задолженности. Я была на 3 месяце беременности, просила их не звонить, пока я не разберусь с этими «брошенными с неба» деньгами. Но они звонили и заставляли меня переживать. Я потеряла ребёнка из–за стресса...
Женщина обращалась за помощью в Нацбанк, к акиму области, а когда поняла, что никто ей не поможет, подала на свой банк в суд. В суде девушка объяснила, что не просит возмещения морального вреда, ей нужно только то, чтобы действия банка признали незаконными.
– Почему я должна платить за ошибку банка? – говорит женщина. – Тем более, что я писала заявление и требовала объяснить, что это за деньги. Что говорить, когда я стала делиться своей проблемой со знакомыми, один сказал, что даже если бы я сняла эти деньги и отнесла им, всё равно бы с меня что–нибудь потребовали бы. Нашему другу на карточку упали сразу 300.000 тенге. Он понял, что эти деньги бросили ему ошибочно, снял их и отнёс в отделение банка. С него всё равно высчитали 7.000 тенге за то, что эти деньги лежали на его карточке несколько дней. Банки нас обманывают, более того, ещё и заставляют платить за их ошибки.
А–а–а, так это овердрафт у вас такой?
Представители «Каспий банка» в суде долго возражали против факта присутствия в суде СМИ, но истица настаивала, чтобы журналисты остались. После долгих споров «каспийцы» всё же согласились говорить в присутствии прессы и ответили на иск своего клиента, пояснив, что вся эта неразбериха с деньгами была обычным техническим овердрафтом. Деньги поступили на карту, а женщина воспользовалась ими и теперь не хочет их возвращать.
Технический овердрафт – это перерасходование средств на счету. Возникает эта ситуация в связи с особенностями работы платёжных систем. По сути, технический овердрафт – это временный кредит, выдаваемый банком клиенту в том случае, если остаток на кредитной карте недостаточен, чтобы провести платёж.
– Но вы меня не уведомили в течение нескольких месяцев, что это овердрафт! Вы, наоборот, уточнили, что это простые переводы, от каких–то лиц, не связанных с банком! – не унималась женщина. – Как мы, простые киенты банка, должны догадаться, что у вас там за овердрафты?
Однако из доказательств у Риммы были только слова и несколько записей телефонных разговоров. На это представители банка обращали внимание суда неоднократно.
Женщина уверяла журналистов, что все доказательства остались в банке – заявления, телефонные записи, где они вводят её в заблуждение, но это, конечно, она не может предоставить суду, так как банку выгодно это не показывать.
За недостаточностью доказательств суд отказал Римме Кащенко в удовлетворении иска, оставив за банком право требовать потраченные ею деньги, которые ошибочно упали на её карточку.