Что писали о Казахстане российские газеты 110 лет назад
У современных людей нет дефицита информации. Любой владелец смартфона имеет доступ к сотням тысяч изданий по всему миру. Век назад читателям приходилось довольствоваться парой газет в неделю, чтобы узнать, что творится в мире.Строительство Семиреченской железной дороги обсуждалось с разных ракурсов. Патриотические издания, верные государю-императору, не жалели чернил, чтобы рассказать народу, насколько важен этот проект для укрепления экономической и военной мощи Российской империи. Либеральные и социалистические газеты аккуратно соглашались, что проект этот интересен, но царю-батюшке было бы лучше пустить эти немалые средства на более благие цели. Например, строить школы в российских деревнях или больницы для бедных. Дескать, государству от таких мер пользы будет больше, чем от пускания паровозиков по безлюдным степям.
Не обходилось и без разоблачительных статей, пытающихся разобраться, куда очередной подрядчик дел казённые деньги.
Сейчас сложно сказать, являлись ли эти статьи настоящим журналистским расследованием, или это был голимый чёрный пиар для устранения конкурентов. Но одно можно сказать наверняка, проплаченные материалы точно существовали.
Так, в воскресном приложении к популярному журналу «Нива» за февраль 1914-го года вышла любопытная статья о том, что жителям безводных степей Туркестанской губернии просто необходимо пить минеральную воду «Кувака», потому что только в ней содержатся все необходимые в суровом климате вещества. Такой вывод аргументировался «европейскими светилами медицины», имена которых история не сохранила, если они вообще существовали.
Обер-камердинер Двора Его Императорского величества Николай ВОЕЙКОВ вдруг решил, что водичка из родника в его имении Кувака под Пензой лучше всех целебных вод на свете, и решил напоить этой минералкой мир. Хоть «Кувака» и содержала полезные минералы, по целебным свойствам она уступала водам с Кавказа. Тем не менее, Николай Воейков для раскручивания бренда использовал самые грязные способы, включая злоупотребления властью и связи при дворе. Шитая белыми нитками статья про необходимость «Куваки» для киргиз-кайсаков - это всего лишь ловкое использование шумихи вокруг Семиреченской железной дороги. Сейчас это назвали бы хайпом.
А вот статья, что русским солдатам на передовой в Первую мировую необходимо пить «Куваку» - это уже верх цинизма. Благодаря связям Воейкова, ящику с минералкой была присвоена первая степень важности при перевозках по железной дороге. То есть на фронт и в города, где есть проблемы с поставками продуктов и медикаментов, первым делом поступала «Кувака». Порой минералку привозили прямо в окопы, где бойцы ждали поставки боеприпасов.
Если бы в те годы существовали смартфоны и интернет, то наверняка бы какой-нибудь генерал КОРНИЛОВ выложил бы ролик на фоне ящиков «Куваки» с репликой: «Романов! Воейков! Где снаряды?».
Так в газете «Петербургский листок» за сентябрь 1906-го появилась забавная заметка. В ней говорилось, что некий бай во время визита в Семипалатинск отведал в трактире шустовский коньяк и стал кричать, будто он теперь не бай, а самый настоящий царь, ибо только царям доводится пить такой божественный нектар.
На первый взгляд, история с перепившим баем похожа на правду. Если верить заметке, то он выкушал в трактире целую бутылку, а это, до введения метрической системы, чуть больше 600 мл. Для человека, не пившего ничего крепче кумыса, доза и правда убийственная.
Но годом ранее в «Биржевых ведомостях» вышла очень похожая заметка, но там после шустовского коньяка болгарский князь возомнил себя императором всея Европы. В это верится слабо. Уж на Балканах к крепким напиткам люди привыкшие.
Сейчас мы можем смеяться над наивными предками, которые свято верили в эту чушь, но ведь 3 года назад самые солидные издания писали, как Криштиану РОНАЛДУ на пресс-конференции брезгливо отодвинул от себя банку кока-колы.
Что может быть плохого, что в 1910-ом году учитель Астраханской губернии Илеусин БЮЙРИН решил издавать газету на казахском языке, а статскому советнику Гаджи ТАГИЕВУ эта идея понравилась, и он её охотно поддержал.
Еженедельник «Русь православная и самодержавная» отличался крайне радикальными взглядами на политику. В наше время это издание, скорее всего, было бы признано экстремистским. Тем более, почти все сотрудники редакции состояли в «Союзе русского народа», то есть в ультранационалистической организации, считающей будто все беды державы пришли от иноверцев и инородцев.
Им не нравилось, что газета использует арабскую вязь, и таким образом может передавать скрытые сигналы исламским радикалам. Писали, будто цензоры, владеющие казахским, в заговоре с киргиз-кайсаками, и поэтому будут пропускать опасные материалы. А тот факт, что у издания появились покровители при дворе, означает лишь одно - готовится страшное покушение на царя-батюшку, и вместо него трон займет мусульманин, который указом запретит веру христианскую.
Газету «Казакстан» бичевали даже за название. Националисты считали, что окончание «-стан» несёт угрозу империи, потому что это явный признак насильственной исламизации государства. Логику в этом высказывании искать бесполезно, потому что её просто нет. Авторы мерзких статеек вообще не использовали никаких фактов. Даже у одного и того же автора, редактор мог проживать то в Казани, то - в Уральске, то - в Оренбурге, зато на эмоции писаки не скупились, красноречиво описывая ужасы, которые ждут православных, если не прекратить это безобразие.
У подобного бреда находились поклонники, но, к счастью, их было немного, и тиражи расходились плохо. Только вливания состоятельных черносотенцев помогали изданию держаться на плаву. А вот у газеты «Казакстан» влиятельных покровителей не было, травлю она переживала тяжело, и 16 февраля 1913 года вышел последний номер издания.
Прошло больше века, но и сейчас едва ли не в каждом втором посте «Фейсбука» на политическую тему встречаются мнения, будто причина всех бед той или иной страны - коварные соседи, которые под невинными затеями прячут коварные планы по порабощению её граждан.
Новости из мира моды, кулинарные рецепты, истории светской жизни и путевые заметки.
Именно в путевых заметках из российских дореволюционных журналов упоминание Казахстана встречается чаще всего. Сейчас бы это назвали тревел-блогом.
Это неудивительно. Описанием достопримечательностей Европы никого не удивить, об этом не писал только ленивый, рассказывать про российские города никому не интересно, почти все они похожи друг на друга, а путешествия в неизведанные края вроде Африки или Южной Америки, доступны далеко не каждым, и авторы заметок из далёких стран требуют за своё творчество огромные гонорары, такие, что их потянет лишь очень крупное издательство.
Так, тысячи российских обывателей, с замиранием сердца читали на страницах «Нивы», «Поволжского вестника» и журнала «Северный край» как путники, волею судеб оказавшиеся в наших краях, страдали от мучительной жары, пронизывающего ветра, противных насекомых, любой стужи и жажды, зато имели счастье любоваться бескрайними просторами степей и живописными горами, которые в своей, как писал один путешественник, «первобытной дикости», трогают сердце больше, чем горы Крыма и Кавказа.
Сложно сказать, правда ли путешествия по нашим краям были так уж тяжелы. Казахстанский климат не так уж разительно отличается от климата в некоторых регионах России и намного мягче, чем в Сибири или на севере империи. Скорее всего, авторам хотелось придать строкам больше драматизма, ведь поездки по нашим просторам чаще всего представляют собой многочасовые качания в кибитке, когда пейзаж не меняется целыми сутками.
Попробовать незнакомую кухню тревел-блогеры любят и сейчас, а тогда описания «ветчины из конского мяса» и «очень жирной похлёбки с кусками теста и баранины» могли занимать до половины путевых заметок.
Важное условие для написания «смеси» - чтобы действие происходило где-то совсем на задворках империи. Заграничные новости душу обывателя трогают не так, а если писать, будто невероятное событие произошло где-то под Рязанью, то существует большая вероятность, что обман вскроется. По этим причинам Казахстан попадал в «смесь» довольно часто.
Так, «Саратовский листок» в 1906-ом году писал, будто купец из Петропавловска покончил с собой, потому что жена отказывалась целовать его после того, как он выкурит папиросу.
Газета «Архангельск» в 1902-ом году рассказывала, как батюшка одной церквушки под Усть-Каменогорском грозился предать анафеме мужичка, который назвал своего поросёнка Архиереем.
«Биржевые ведомости» в марте 1913-го года поведали жуткую историю о гимназисте из Верного, который повесился на чердаке из-за того, что получил двойку по арифметике.
Неужели и тогда подростки сводили счеты с жизнью, как и сейчас из-за результатов ЕНТ?
Скорее всего это фейк, ведь во времена отсутствия интернета новость издалека проверить было невозможно.
Тем не менее, в мартовском номере газеты «Семиреченские областные новости», которая издавалась непосредственно в Верном, об этой трагедии нет ни слова.
Первую полосу издания занимают мировые новости, реклама весенней модной коллекции и обращение к читателям с напоминаем продлить подписку. На остальных полосах идут совсем местечковые новости и объявления.
Всё-таки теперешняя южная столица всегда была тихим, спокойным городом.
Если российские дореволюционные газеты вспоминали Казахстан нечасто, то шанс отыскать что-то о наших степях в европейских изданиях совсем минимален. Разве что на последних полосах прячется крошечная заметка, набранная самым мелким шрифтом, что какой-нибудь путешественник из Лондона, по пути в Индию, посетил Туркестан.
Тем удивительнее было найти упоминание Казахстана на первой полосе французской газета L'Étoile. В выпуске от 6 марта 1822 говорится, что «30 января 1822 многочисленные польские солдаты Наполеона, до сих пор находившиеся в плену у русских, по дороге в Тобольск были похищены казахами, увезены в степи и проданы в рабство бухарскому хану».
Дальше редакция L'Étoile призывает европейских граждан объединиться и выкупить несчастных у азиатского тирана.
Так что и политические петиции в защиту соотечественников, пострадавших от произвола властей на чужбине, отнюдь не сегодняшнее изобретение.