Что делать и кто виноват?
Больше всего нареканий у актюбинских автомобилистов вызывает проспект Санкибая. На участке после «Тойота–Центра» даже джипы вынуждены снижать скорость, чтобы не угодить в яму. Тем не менее, претензии предъявить… некому.
Как удалось выяснить, в своё время один из участков дорожного полотна чинился бесплатно. То есть, чиновники из акимата «попросили» сделать тут нормальное дорожное полотно. К чести подрядчика, работу он свою выполнил удовлетворительно. Особенно если учесть, что пришлось ему это делать на чистом энтузиазме. Гарантийный срок на асфальт давно вышел. Имя же подрядчика не фигурирует в официальных отчётах, по крайней мере, в тех, что можно найти в открытом доступе.
Кстати, отчёты с сайта управления автодорог и пассажирского транспорта за 2016–й год куда–то исчезли. При попытке их скачать открывается сообщение, что данная страница удалена. Хотя, возможно, дело просто в техническом сбое сайта.
Наследили!
Но информацию о подрядчиках, получивших денежки из бюджета, отыскать всё–таки можно. Кэш поисковиков никто не отменял.
Дорожное полотно улицы Зинченко от переезда товарного двора до Курсантского шоссе. Ремонт производился в 2016 году ТОО «МегаРУД». На замену 600 метров асфальта выделили 48.000.000 тенге. Дорогу приняли в эксплуатацию. Срок гарантии истекает только в 2019 году. Но уже через год на дороге появились ямы и выбоины. Тот же «МегаРУД» 3 года назад чинил участок на злополучном проспекте Санкибай батыра от улицы Макаренко до проспекта Алии Молдагуловой.
Ямы и размытый асфальт на улицах Нокина, Тайбекова – «заслуга» ТОО «ЕрхатЖолдары».
На участке дороги по улице Асау–Барака, от Яншина до Шернияза ремонтные работы проводило ТОО «АктобеГорДорСтрой» в 2013 году. На ремонт 400 метров автодороги был выделен 21.000.000 тенге. О качестве работ можно судить даже неспециалисту.
Разберёмся как следует. Накажем – кого попало
«РКДС» нужно «благодарить» за улицу Акимжанова. Её ремонтировали в 2013 году. Участок в 1.500 метров обошёлся актюбинской казне больше, чем в 213.000.000 тенге. Кроме нового асфальта, тут чуть расширили улицу и построили ливнёвки. Уже принимая работу, комиссия заметила небольшие недоработки, но ограничилось всё советом утрамбовать дефектные участков и залить трещины специальным раствором. Но вода уже попала под асфальт основания дороги.
Улицы Смагулова и Асау–Барака ремонтировало ТОО «АктобеГорДорСтрой». Строительная компания освоила 61.000.000 тенге, проложив почти 1,2 км дороги. Приём работ всегда проходил по одному сценарию. Комиссия находила небольшие дефекты, гневно отчитывала подрядчика перед объективами журналистов. Подрядчик, в свою очередь, обещал всё исправить и, демонстративно замазав пару трещин, власти отчитывались об успешном ремонте актюбинских дорог.
Кладём на совесть
Однако несправедливо было бы винить за асфальт одних только подрядчиков. Сейчас, в рамках программы поддержки отечественных производителей, казахстанским дорожникам запрещено использовать давно зарекомендовавший себя битум из России. Отечественный уступает ему по качеству, и добросовестные подрядчики стараются хоть как–то исправить ситуацию добавками, дополнительным слоем грунта и народной смекалкой. Шабашники же, в основном из других регионов, кладут некачественный битум, как обычно.
Кроме того, в Актобе стало традицией открывать отремонтированные участки к определённой дате или к визиту высокопоставленных лиц. Если подрядчик не уложится в определённые сроки, это грозит ему штрафами и неустойками. Из–за этой спешки и приходится укладывать асфальт на снег, работать под дождём и в холод, что, кроме качества асфальта, сказывается и на здоровье рабочих.
А вот платить вовремя чиновники не спешат, поэтому подрядчикам приходится закупать материалы за свои средства, чтобы уложиться в срок. Естественно, при этом они экономят по максимуму. Ну и простой человеческий фактор вроде распилов–откатов нельзя сбрасывать со счетов.
Слепили из того, что было
На прошлой неделе представители отдела ЖКХ вышли проверить состояние дорог в Актобе, а заодно подготовиться к новым ремонтным работам.
В первую очередь проверяли участки переходящих объектов, а также те, что находятся на гарантии. Все дефекты были подробно записаны. Ответственные компании получили распоряжения быстро всё исправить.
Комиссия осталось недовольна улицами Берсиева, Жанкожа батыра, Краснощекова, Заводской, Рыскулова, Махамбетова и Герцена. Много нареканий вызвала и Акжарская трасса. Несколькими улицами представители ЖКХ остались недовольны лишь частично.
Им не понравился треугольник на улице Пугачёва и кусочек улицы Есет батыра – тот, что идёт от проспекта Абая до улицы Ватутина.
Ямы там спешно заделывают. Порой в ход идёт брусчатка, оставшаяся от возведения тротуаров, и крошка от бордюров.
К представителям ЖКХ присоединились народные избранники. Для некоторых депутатов мониторинг влетел в копеечку.
– Санкибая и Арынова – это ужас какой–то! – возмущается депутат гормаслихата Юрий ГОНЧАРОВ. – Когда мы ездили проверять дороги, я там разбил свою машину. Угодил в яму, которую не было видно из–за лужи. Ремонт порядочно обойдётся. Теперь езжу в автобусе с простым народом.
Сейчас народные избранники пишут депутатский запрос на имя акима города с просьбой решить вопрос о состоянии дорог.