Будет лучше. Но когда?
Когда–то стоимость проезда в актюбинских автобусах считалась самой низкой по Казахстану: всего 55 тенге. Но и ТОО «Автопарк», и ТОО «ПАТП», которые возят актюбинцев по городу, начали жаловаться, что их доходы не покрывают даже часть расходов, и попросили разрешения повысить стоимость проезда. Изначально сумма называлась приличная, более 200 тенге, а споры длились не один и не два месяца.
В конечном счёте осенью 2019–го года просьбы перевозчиков были услышаны, но лишь наполовину: стоимость проезда повысилась до 80 тенге. Перевозчики заверили, что этого недостаточно, а уставшие жители Актобе просто порадовались, что платить придётся всего лишь на 25 тенге больше, а не на 125.
Но и эти 25 тенге «Автопарку» и «ПАТП» нужно было отработать: до начала 2019–го года установить во всех автобусах GPS–трекеры, устранить все многочисленные недочёты и даже ввести электронное билетирование. Прошло больше полугода. Изменилось ли что–нибудь?
Сел в автобус. Стою
Жалоб на работу автобусов у актюбинцев всегда хватает, что ни неделя, то очередной скандал. Но больше всего недовольства, кажется, вызывают переполненные салоны, где в часы пик буквально невозможно рукой пошевелить. Впрочем, на некоторых маршрутах часы пик длятся круглосуточно.
– Постоянно езжу на 24–м автобусе домой, – рассказывает актюбинка Алмагуль КАИРКОЖА. – Он вечно забитый! Мне выходить на «Хлебокомбинате», поэтому уже с парка пытаюсь проталкиваться к выходу. Еле–еле получается, людей слишком много. А следующий ждать бессмысленно: всё равно тоже полный придёт. Мне кажется, маленькие белые автобусы просто не справляются с количеством людей.
Автобусов в Актобе, действительно, по–прежнему не хватает. В прошлом году презентовали несколько десятков «Ankai», затем зимой ERG передала городу автобусы, но этого мало. По официальным данным, в областном центре сегодня курсирует 350 автобусов, и значительная часть из них требует замены. До конца 2019–го года планируется закупить ещё 100 автобусов, но исправит ли это ситуацию с перегруженными салонами – большой вопрос.
Ты ему деньги – он тебе ссылку
Системы электронного билетирования, как требовалось, в Актобе до сих пор не появилось. Специальные аппараты с логотипом появились только лишь на одном маршруте, и то стоят без дела. Актюбинцам обещают, что через какое–то время рабочие системы установят в весь общественный транспорт.
– Электронное билетирование будет, – пообещал начальник отдела областного управления пассажирского транспорта и автодорог Есбол БАЗАРГАЛИЕВ. – Городской акимат объявил конкурс для определения поставщика услуг. Как только поставщик найдётся, до конца года мы внедрим систему электронного билетирования. В пилотном режиме эта система запущена в маршруте №46.
А пока что горожанам приходится довольствоваться другим нововведением: оплатой проезда через СМС. Внедрение её тоже не обошлось без шума: кондукторы и водители и наклейки срывали с салона, и отказывались признавать электронную оплату, но вскоре смирились. Теперь для того, чтобы заплатить за проезд, достаточно отправить бесплатное смс на короткий номер, а затем показать электронный чек кондуктору.
Правда, доступна эта услуга только на тех автобусах, которые находятся в ведении ТОО «ПАТП». Когда будет внедрена подобная система у «Автопарка», пока неизвестно.
– Этот вопрос сейчас находится на рассмотрении, – рассказал представитель ТОО «Автопарк» Руслан ЖИЛКАМАНОВ. – Он очень актуален. Мы выбираем поставщика услуг. Как только появится возможность оплачивать через смс–сообщения, мы предупредим, конечно. Но пока что точную дату я назвать не могу.
Из точки А в точку Б
Работа GPS–трекеров в автобусах тоже вызывала у актюбинцев массу вопросов. Половина не понимала, зачем вообще нужно следить за маршрутами, другие утверждали, что водители просто–напросто отключают датчики, а значит, выделенные деньги уходят впустую.
Небольшая проверка с помощью разрекламированного актюбинского приложения «Aktobe Bus» показала, что трекеры действительно работают. Отследить, где и какой автобус находится, не так сложно.
А вот проложить маршрут от остановки к остановке оказалось проблематично: система тормозила и отказывалась выдавать существующие остановки. Пришлось переходить на сторонние приложения, которые и полтора десятка возможных маршрутов покажут, и расстояние в метрах до остановки посчитают.
Жди меня, и я приеду
Из проблем с приложением возникает и другая загвоздка: актюбинцы вынуждены долгое время дожидаться на автобусных остановках и ждать нужный маршрут. И это хорошо, если остановка оборудована, а не снесена – такое встречается даже в центре. А ждать на солнцепёке или, наоборот, в непогоду – многим не по нраву.
– У нас действительно есть сложности в новых микрорайонах, связанные с тем, что там зачастую не оборудованы остановочные места и разворотные маршруты, – признал руководитель пассажирского автотранспортного предприятия Актобе Ерлан БЛИЕВ. – Да и в целом маршрутная схема часто меняется. В некоторых случаях разрывается интервал. Жители сами зачастую не понимают, как тот или иной автобус сейчас едет.
Автобусы–клоны
Схемы маршрутов некоторых актюбинцев путают на протяжении многих лет. Житель города Ерик ШАЙМАГАНБЕТ жалуется на местных перевозчиков, по его словам, с 2015–го года. Он живёт в микрорайоне «Батыс–2» и попросил выделить дополнительный маршрут в компанию к уже существующему 46–му. Его просьбу услышали, но желание сбылось как–то странно:
– У нас уже есть 46–й маршрут, – жалуется Ерик Шаймаганбет. – Сейчас пустили ещё и 25–й маршрут. А он нам не нужен! Едет точно так же, как и 46–й. Они себя полностью дублируют. Зачем? Нам нужен другой, чтобы автобус проходил через клинику «Дару», через «Народную канцелярию». Это не только я прошу, многие из живущих в «Батыс–2» работают, например, в канцелярии. И им неудобно добираться на работу. Сколько времени прошу нам новый удобный маршрут, но его всё никак не сделают.
Кто тут у нас крайний?
А тем временем, пока жители жалуются на качество услуг актюбинского общественного транспорта, нешуточная борьба идёт в «Инстаграме». Любезностями обмениваются официальные аккаунты ТОО «Автопарк» и ТОО «ПАТП», периодически в качестве рефери выступает центр управления пассажирскими перевозками. Споры идут обо всём подряд: кто испортил датчики, кто не выдаёт билеты, кто кормится за счёт акимата, а кто пытается держаться на плаву своими силами...
И вот недавно на официальном аккаунте ТОО «Автопарк» появился новый пост под заголовком «Может, дело в акиме?». Автор его размышляет о том, что, может быть, в проблемах виноваты не коммунальные предприятия города и даже не наказанный недавно за нарушения ТОО «ПАТП». «Не совсем правильные и обдуманные решения», как следует из текста, – это, возможно, дело рук акима Ильяса ИСПАНОВА.
«За время работы Испанова скандалы возникают повсеместно, это и общественный транспорт, отмена льгот для горожан в 2016 году действовавших 10 лет, снос остановок, отсутствие дорог, разметок и тротуаров, вывоз мусора, спиливание деревьев и демонтаж исторических чугунных ограждений (которые потом неведомым образом оказались в пунктах приёма металлов). Горожане недовольны тем что город утопает в грязи и пыли, то что перекрываются дороги по любому поводу и без, к 150–ленему юбилею Актобе вообще оказался не готов, и это не вина подрядчиков которых как раз–таки сам акимат утверждает, а отсутствие опыта первого руководителя города в производстве и непонимание менталитета местного населения. Руководить городом это не значит надзирать и контролировать как в прокуратуре, или администрировать как в суде, это значит быть полностью ответственным за все принимаемые решения, и самое основное «... власть должна слушать и слышать народ!» (К.Токаев)», – говорится в сообщении (стиль и орфография автора сохранены).
Общее дело
В посте «Автопарка» указывается, что аким города не назначает на должности местных специалистов, что его «назначенцы создали массу проблем и на других предприятиях и мероприятиях», а в качестве примера приводится организация «Актобе Таза Кала», которая давно прошла процедуру ликвидации.
Видимо, разборок лишь между собой перевозчикам уже недостаточно, и они решили найти для разнообразия третьего виноватого, которым и оказался Испанов.
– Мы не обвиняем, мы просто ставим вопрос, – уточнил Руслан Жилкаманов. – Может быть, дело в руководстве города. Почему мы поднимаем такие общие вопросы? Потому что это по–любому нас касается. Люди к нам обращаются по поводу дорог, мы перенаправляем их в ЖКХ, а ЖКХ ничего не делает. В целом с 2016 года мы не видим никаких улучшений. Да, какие–то мероприятия проводятся, соревнования, но дороги плохие, грязно. Грязь заносится в салоны, от плохих дорог транспорт изнашивается. Так что это касается всех нас.