В память о сыне
История создания элитарного американского университета.В 2003 году автору этих строк посчастливилось стать финалистом Международной исследовательской программы «Фулбрайт» (Fulbright Research Program). Для успешного участия в конкурсе желательно было заручиться согласием потенциального научного руководителя из одного из американских университетов. Поскольку мой научный проект был посвящён истории США в 1920–1930-е годы, я обратился к одному из ведущих специалистов по этому периоду, Пулитцеровсому лауреату, профессору Стэнфордского университета Дэвиду КЕННЕДИ, и он ответил согласием. Успешно завершив отбор по Программе, в начале сентября я вместе с семьёй прибыл в Стэнфорд, где провёл очень интересный и продуктивный академический год до июня 2004 года.
Хотелось бы подробнее рассказать об интереснейшей истории его создания. Стэнфордский университет не относится к числу старейших в США (как, например, университеты «Лиги плюща»), но имеет интересную и славную историю. Его основателями является супружеская чета СТЭНФОРДОВ – Леланд (1824–1893 гг.) и Джейн (1828–1905 гг.).
Леланд Стэнфорд, предки которого прибыли на американский континент из Европы в XVIIвеке, родился на ферме в штате Нью-Йорк. В 1848 году он, после нескольких лет обучения и трёхлетней работы в офисе юридической компании в городе Олбани, был принят в коллегию адвокатов. Как отмечают исследователи, первоначально он «собирался работать в качестве адвоката в своём родном городке» Порт Вашингтон, но после пожара, уничтожившего его офис в 1853 году (по слухам, здание подожгли завистливые конкуренты успешного юриста), он решил перебраться на стремительно развивавшееся Тихоокеанское побережье.
Незадолго до этих событий, в сентябре 1850 года, Леланд Стэнфорд женился на Джейн Элизабет ЛЭТРОП. Долгожданный наследник появился у четы Стэнфордов лишь 18 лет спустя, в 1868 году (Джейн родила его в возрасте 39 лет), и был назван в честь отца (полное имя – Леланд Де Витт СТЭНФОРД–младший). В это время семья жила в огромном особняке в городе Сакраменто, позднее переселившись в Сан-Франциско.
Итак, Леланд Стэнфорд приехал в Калифорнию в начале 1850-х гг. и, поселившись в городке с вполне соответствующим названием «Эльдорадо», вскоре разбогател во время знаменитой калифорнийской «золотой лихорадки» середины XIX века, а затем увеличил своё состояние во времена «железнодорожного бума» – в частности, на строительстве (вместе с ещё тремя компаньонами – М.ХОПКИНСОМ, Ч.КРОКЕРОМ и К.ХАНТИНГТОНОМ) «Центральной Тихоокеанской железной дороги». Интересно, что многие проживающие сегодня в Калифорнии этнические китайцы являются потомками «дешёвой рабочей силы», во множестве завозившейся в США из Китая именно Л. Стэнфордом и его компаньонами. Всего 8 лет спустя, в 1861 году, обладатель огромного состояния, успешный бизнесмен, республиканец Леланд Стэнфорд был избран 8-м губернатором Калифорнии, а позднее, в 1885 году – членом сената США от этого штата.
Их первенец, долгожданный и единственный сын и наследник четы Стэнфордов – Леланд Стэнфорд–младший – находясь в путешествии по Европе со своими родителями, заболел брюшным тифом и скончался 13 марта 1884 года во Флоренции, куда был отправлен на лечение. Он не дожил два месяца до своего 16-летия… Для безутешных родителей единственным смыслом жизни стало увековечивание памяти сына. Осознав, что теперь они ничего не могут сделать для своего ребёнка, они решили использовать своё богатство для помощи в получении образования «другими детьми».
Поначалу Леланд Стэнфорд предложил принять имя Леланда–младшего некоторым из уже существовавших старейших университетов страны, в том числе из знаменитой «Лиги плюща», обещая за это солидную материальную поддержку со своей стороны. Но известные университеты отклонили предложение, дорожа, по-видимому, своими уже устоявшимися «брэндами». В интернете ходит байка о том, что Леланд Стэнфорд лично приезжал в Гарвардский университет, в котором якобы обучался его сын, с тем, чтобы предложить его ректору взаимовыгодное сотрудничество взамен на увековечение памяти сына в названии университета, что, конечно же, не соответствует действительности.
И тогда сенатор решил использовать принадлежавшие ему земли (около 8.000 акров) живописной долины Санта-Клара около города Пало Альто (в переводе с испанского – «высокое дерево»), который находится в 35 милях к югу от Сан-Франциско, для строительства нового университетского кампуса. Для успешного строительства кампуса сюда была проложена специальная железнодорожная ветка. Официальное открытие Стэнфордского университета состоялось 1 октября 1891 года – после 6 лет планирования и строительства. Это был выдающийся день не только для самого учебного заведения, но и, безусловно, для всей Калифорнии. После смерти сына Леланд Стэнфорд–старший сказал своей жене знаменитую фразу: «Нашими детьми будут дети Калифорнии».
Основатель университета не жалел денег для своего детища. На создание университета его основатель потратил $20 миллионов – почти половину своего состояния, оцениваемого в конце XIX века примерно в $50млн. (почти миллиард долларов по меркам начала XXI века). Известный историк Уилл ИРВИН отмечает, что, когда Леланду Стэнфорду требовалась консультация по какой-либо сложной технической проблеме, он спрашивал только одно: «Кто является лучшим специалистом в этой сфере?» – и мгновенно нанимал его на работу. Так, для проектирования университета был приглашён знаменитый ландшафтный архитектор Фредерик Л. ОЛМСТЕД, известный созданием Центрального Парка в Нью-Йорке, а для создания неповторимого ансамбля зданий в «испанском колониальном стиле» – не менее известный архитектор РИЧАРДСОН, прославившийся постройкой Trinity Church в Бостоне. По вопросам разработки учебного плана и организации учебного процесса в целом Леланд Стэнфорд консультировался, как правило, с самим Чарльзом ЭЛИОТОМ – ректором Гарвардского университета. Первое общежитие на кампусе – «Энсина Холл» – существует до сих пор, стоимость проживания в нём в то время составляла солидную сумму –$23.50 в месяц.
Девизом нового университета стало известное изречение германского гуманиста XVI века, соратника Мартина Лютера, Ульриха фон ХУТТЕНА (1488–1523) «Die Luftder Freiheitweht», которое можно перевести как «дует ветер свободы». Оно было выбрано в качестве девиза (по–английски «Motto») университета первым ректором (президентом) Стэнфордского университета, которым стал молодой учёный, д–р Дэвид Старр ДЖОРДАН – известнейший ихтиолог (о нём говорили, что он «знает о рыбах больше, чем сам Нептун»), поэт и талантливый администратор, в качестве президента буквально «поставивший на ноги» университет Индианы и «прихвативший» с собой на новое место работы наиболее талантливых сотрудников. Сам Леланд Стэнфорд ещё в 1885 году закономерно возглавил попечительский совет университета.
Они оба присутствовали на церемонии официального открытия нового университета. На открытой площади, окружённой с четырёх сторон зданиями в стиле «старой испанской миссии» (с характерными красными черепичными крышами и множеством живописных арок), присутствовали также несколько десятков преподавателей и более 400 студентов так называемого “pioneerclass” – «курса первооткрывателей» (самого первого набора) – тех, кто через 4 года станут его первыми выпускниками.
Хотелось бы отметить тот факт, что в год открытия университета на первый курс было принято 555 студентов, среди которых оказался будущий 31-й президент США Герберт ГУВЕР, поступивший на геологический факультет. Как уже было упомянуто выше, первым президентом (ректором) Стэнфордского университета стал Дэвид С. Джордан, с 2016 года университет возглавляет 11–й по счёту президент – Марк ТЕССЬЕ-ЛАВИНЬ. Кстати, ректоры Стэнфордского университета живут на территории кампуса в роскошном особняке, в котором ранее проживал экс-президент США Герберт Гувер, оставивший его по завещанию своей любимой «almamater»…
Основатель университета Леланд Стэнфорд, обращаясь к студентам–первокурсникам, в своей речи отметил: «Всё, что мы можем сделать для вас – это дать вам необходимые возможности для достижения ваших целей. Помните, что жизнь, прежде всего, прагматична: то, что вы должны здесь получить, с пользой поможет подготовить вас для будущей профессиональной карьеры, а также то, что обучение должно не только сделать вас сведущими в искусствах и науках, но и должно полностью развить вашу моральную и религиозную природу». Обращаясь к совету попечителей, он подчеркнул, что главной целью нового университета является не только возможность дать студентам техническое образование, необходимое для успешной профессиональной карьеры, но и воспитание в них гражданской ответственности, любви к Богу и человечеству.
Леланд Стэнфорд скончался спустя два года, в 1893 года, а спустя 10 лет, в январе 1903 года, в центре кампуса в его честь была открыта мемориальная церковь – одна из главных достопримечательностей университета, красивейшее здание с четырьмя величественно звучащими органами, украшенное уникальной мозаикой…
В 1906 году в Калифорнии произошло мощнейшее землетрясение, причинившее немало проблем жителям штата. Разрушительная стихия ударила и по стэнфордскому кампусу, погубив двух человек и разрушив несколько совсем новых зданий… Незадолго до этого события, в 1905 году, ушла из жизни Джейн Стэнфорд и, казалось, что у университета наступают трудные времена. Но, на счастье Стэнфордского университета, один из его первых выпускников оказался блестящим «кризис–мэнеджером», обеспечившим ему процветание на долгие десятилетия вперёд. Невероятно значимую роль в становлении и развитии Стэнфордского университета сыграл один из самых знаменитых его выпускников, 31-й президент США Герберт Гувер. Благодаря тому, что в первые годы существования университета это был благотворительный проект четы Стэнфордов (со студентов не брали плату за обучение), это давало шанс получить высококачественное образование таким, как Гувер – бедный сирота на попечении у родственников… Гувер, вошедший в 1912 году в попечительский совет университета, вскоре стал влиятельнейшим его членом. Он вкладывал в развитие университета значительные финансовые средства, а также активно участвовал в кадровой политике. К примеру, именно с его «подачи» вторым президентом (ректором) в Стэнфорде в 1913 году стал декан геологического факультета университета, любимый преподаватель Гувера – доктор Джон Каспер БРАННЕР.
20 июня 1919 года Герберт Гувер основал в Стэнфордском университете научно-исследовательский институт («Hoover War Collection»), в настоящее время носящий название «Гуверовский институт войны, революции и мира». С момента основания «Гуверовский институт» был и остаётся одним из крупнейших «советологических центров», в котором собраны архивы «белого движения», русской эмиграции и т.п. Здесь до сих пор помнят работавшего в институте в послевоенные годы А.Ф.КЕРЕНСКОГО; среди сотрудников и исследователей много известных имён, в том числе автор знаменитой книги «Большой террор» Роберт КОНКВЕСТ (1917–2015), бывший государственный секретарь США Д.ШУЛЬЦ и другие. В 2020 году Гуверовский институт возглавила широко известная в недавнем прошлом Кондолиза РАЙС (госсекретарь США в 2005–2009 гг.), в 1993–1999 гг. бывшая проректором Стэнфордского университета. Один из символов Стэнфорда – Гуверовская башня (Hoover Tower – главное здание «Гуверовского Института Войны, Революции и Мира») – была открыта в 1941 году, как часть программы празднования 50–летнего юбилея университета.
Уже к середине XXвека Гуверовская башня стала местом хранения около 30.000 архивных документов, 100.000 книг и памфлетов на 27 языках мира, более 3.000 наименований газет на 30 языках из 50 различных стран, свыше 15.000 наименований журналов из 45 стран на 35 языках, более 32.000 плакатов, а также географических карт, киноматериалов, коллекций монет и медалей и более 300 различных «специальных коллекций» (манускриптов, фотографий, прокламаций, листовок и других пропагандистских материалов времен Первой мировой войны). Особый интерес исследователей вызывают коллекции Дэвида С. Джордана и Рэя Лимана УИЛБУРА (третьего президента Стэнфорда, большого друга Г.Гувера), Лу Генри ГУВЕР и многие другие.
За прошедшие более чем 100 лет Стэнфордский университет вырос и количественно, и качественно. Если в 1900 году в Стэнфорде было 75 профессоров, 1.055 студентов, обучающихся на бакалавра, и 114, обучающихся в магистратуре и докторантуре, то в 2002-м – около 1.700 профессоров (включая медицинский центр, специальные научные центры и институты, в том числе Гуверовский институт с 70-ю сотрудниками), а также свыше 6.700 студентов – будущих бакалавров и более 7.600 магистров и докторантов. В 2022 году количество студентов выросло до 17.300 (не считая 1.800 «постдокторантов»), преподавателей – до 2.300 (из них 21 – лауреаты Нобелевских премий).
Интересно проследить динамику роста ежегодной платы за обучение (Tuition Rates) – в 1920–1921 гг. она составляла, к примеру, $120; в 1960–1961 гг. – $1.000, 1980–1981 гг. – $6.285, 1990–1991 – $14.280, 1996–1997 гг. – $20.490, 2002–2003 гг. – $27.204, в 2022–2023 гг. – $57.700 (по сравнению с предыдущим годом рост составил 4%). В настоящий момент плата за обучение студента–иностранца, включая проживание и питание ($18.600 в год), покупку книг и учебников, медицинскую страховку и прочие расходы, превысила $77.000 в год – Стэнфорд по этому показателю входит в тройку самых «дорогих» университетов США.
Конкурс на поступление в Стэнфордский университет, где можно получить образование на 67 факультетах и кафедрах семи колледжей (институтов) – инженерного, юридического, медицинского, бизнеса и др., традиционно достаточно высок – так, в 2002 году было подано 18.599 заявок (в наши дни их число возросло до 45.000), принято на первый курс 2.368 студентов (12,7%, или примерно каждый восьмой). Существует стереотип, что в элитных университетах наподобие Стэнфордского обучаются в основном дети богатых американцев, закончившие частные школы. Это не совсем так – к примеру, из всех первокурсников, принятых в 2002 году, подавляющее большинство – около 70% – обучались в публичных (общественных) школах, около 30% – в частных и 0,5 % – в домашних условиях (Homeschool) из 49 штатов США и 42 стран мира.
Среди всех студентов Стэнфордского университета, обучавшихся в 2002–2003 учебном году, калифорнийцев было 48%, из других штатов США – 47% и иностранцев из 62 стран мира – 5% (в том числе более половины – 51% – из Азии и по 16% из Европы и Латинской Америки). В 2022 году в Стэнфорде обучались представителя всех 50 американских штатов, а также иностранцы из 64 стран – их количество выросло до 16%. В начале века парней среди студентов Стэнфорда было чуть больше половины – 51%, девушек – 49% (в 2022 году девушек стало 54%, парней – 46%). Расовый и национальный состав студентов 20 лет назад выглядел следующим образом – белых около 40%, американцев азиатского происхождения – 23%, афроамериканцев и испаноязычных (в основном мексиканцев) – примерно по 12%, коренных американцев – 2 % (в 2022 году количество азиатов выросло до 29%, латиноамериканцев – до 17%, а вот белых сократилось до 22%). Из всех студентов, поступивших в Стэнфорд в 1990-е годы, искомую степень бакалавра получили около 90%. Соотношение студентов и преподавателей в Стэнфорде за последние четверть века снизилось от семи к одному до примерно пяти к одному.
Среди преподавателей Стэнфорда 68% – мужчины и 32% – женщины. В 2002 году среди них было 17 лауреатов Нобелевской и 4 – Пулитцеровской премии, 128 членов Национальной Академии наук, 220 членов Американской академии наук и искусств, 42 члена Американского Философского общества.
Кроме действующих выдающихся учёных, на кампусе Стэнфордского университета живут ветераны, ранее работавшие здесь или в других научных центрах. Так, в сентябре 2003 года скончался живший на территории Стэнфордского университета знаменитый физик, «отец водородной бомбы» Эдвард ТЕЛЛЕР. Многие из профессоров–пенсионеров, желая быть полезными университету, на волонтёрских началах ведут занятия для визитёров–иностранцев в Международном Центре – так, лекции по «Межкультурным взаимоотношениям» (Cross-cultural Communications) нам читал 80–летний профессор Леон ФИШЕР.
В университете широко распространена практика зарубежных стажировок – так, несколько сотен студентов ежегодно проводят один из учебных семестров в одном из 12 стэнфордских зарубежных центров – в Гонконге, Берлине, Флоренции, Киото, Оксфорде, Кейптауне, Париже, Стамбуле, Мадриде, Сантьяго и других.
Руководство Стэнфордского университета постоянно стремится повысить престиж своего учебного заведения. Так, уже через пару дней после объявления лауреатов Нобелевской премии за 2003 год в газете Стэндфордского университета появилось сообщение, что один из них, Нобелевский лауреат по литературе, южноафриканец Джон М.КУТЗЕЕ, уже со второго семестра будет преподавать в Стэнфорде один из курсов. Даже на одном этом примере видна блестящая работа топ–менеджеров университета – мгновенно нашли «новоиспечённую» знаменитость, пригласили на работу, предложили отличные условия… Кстати, средняя зарплата стэнфордского профессора примерно вдвое выше, чем средняя оплата труда профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях США.
Не менее, чем своими научными достижениями, стэнфордцы гордятся своими спортивными успехами. Здоровый образ жизни является в Стэнфорде чем-то вроде культа (в позитивном смысле этого слова) – среди профессоров и студентов практически нет курящих – за 9 месяцев пребывания в университете не видел ни одного… Стадионы, спортивные залы и площадки заполнены с утра до вечера, университет имеет 20 женских и 16 мужских команд по различным видам спорта – от гимнастики и плавания до баскетбола и лёгкой атлетики. Большинство команд входит в первую десятку общенационального рейтинга студенческих команд (NCAA). Количество занимающихся спортом согласно известному закону регулярно «переходит в качество» – только на летних Олимпийских играх в Барселоне (1992), Атланте (1996) и Сиднее (2000) спортсмены из Стэнфорда завоевали 30 золотых (10, 16 и 4 соответственно) и 17 серебряных и бронзовых олимпийских медалей. Всего за время существования университета его атлетами было завоевано 296 олимпийских медалей. Выпускниками Стэнфордского университета являются такие известные спортсмены, как лучший гольфист мира Тайгер ВУДС, один из лучших конькобежцев мира за всю историю этого вида спорта, 5–кратный олимпийский чемпион Лэйк–Плэсида (1980 г.) Эрик ХАЙДЕН, великий теннисист Джон МАКИНРОЙ, игроки НБА Б.НАЙТ и М.МЭДСЕН, многократные чемпионы и призёры Олимпийских игр Кэти ЛЕДЕКИ, Джанет ЭВАНС, Пабло МОРАЛЕС, Дженни ТОМПСОН, Саммер САНДЕРС, Боб МАТИАС и др.
Продолжая тему выпускников Стэнфорда, отметим, что среди них – 18 космонавтов, ректоры известных университетов и колледжей, в том числе Рутгерса, Дюка, Калифорнийского, Аризонского, университета Джона Хопкинса, Бостон Колледжа и др., звёзды Голливуда Сигурни УИВЕР, Риз УИЗЕРСПУН, Дженнифер КОННЕЛЛИ, кинопродюсер Ричард ЗАНУК, 4 члена Верховного суда США, писатели Джон СТЕЙНБЕК и Кен КИЗИ, известные бизнесмены Уильям ХЬЮЛЕТТ и Дэвид ПАККАРД, основатели одноимённой корпорации, один из богатейших людей Америки Чарльз ШВАБ, создатели сервера «Yahoo!» Ч.ЯНГ и Д.ФИЛО, «Google» - Сергей БРИН, компании «Netflix, INc.» - Рид ХАСТИНГС, «Instagram» - Майк КРИГЕР, директора и управляющие известных фирм «Gap,Inc.», «Nike,Inc.», «3Com», «CiscoSystems» и др. Среди политиков отметим бывшего премьер-министра Израиля Эхуда БАРАКА, президента Перу Алехандро ТОЛЕДО, бывшего госсекретаря США Уоррена КРИСТОФЕРА, губернатора Калифорнии Грэя ДЭВИСА, экс–министра обороны Уильяма ПЕРРИ, бывшего главу ЦРУ Р. Джеймса ВУЛСИ, ряд сенаторов и министров, а также уже упоминавшегося экс–президента США (1929–1933) Герберта Гувера.
Выпускником Стэнфордского университета, кстати, является и один из послов США в Казахстане (2004–2008, 2011, 2013–2014) – Джон ОРДВЭЙ, окончивший исторический факультет в 1972 году.
Культурная, общественная жизнь в Стэнфорде буквально «бьёт ключом». В университете имеется около 600 студенческих организованных групп по интересам – в академической сфере, политике, международных отношениях, религии, охране окружающей среды и т.п. Ежегодно ими организуются и проводятся около 1.500 мероприятий. Издаются две газеты – ежедневная «Стэнфорд Дэйли» и еженедельная «Стэнфорд Рипорт». В театральном центре университета даётся около 40 представлений в год – музыкальных, театрализованных, танцевальных… Имеется 30 религиозных организаций, в том числе «Исламское общество», последователи Будды, «Зороастрийская комьюнити» и др.
Безусловной гордостью Стэндфорда являются музеи и библиотеки. Главный музей университета, Канторовский Центр Изобразительных Искусств, помимо исторического здания, где коллекции и выставки представлены в 24 галереях, - от античности до современности, - включает примыкающий к зданию Парк скульптур Родена – здесь находится более 20 работ великого Огюста РОДЕНА, включая знаменитые «Врата ада». Кроме того, на территории кампуса имеется более 70 скульптур различных авторов – от Генри МУРА и Огюста Родена до Александра КАЛДЕРА и Джоан МИРО, а также гигантский деревянный индейский тотем. В «Гуверовской башне» имеются экспозиции экс–президентской четы – Лу Генри и Герберта Гуверов, содержащие документы и другие памятные вещи – ордена, фотографии, плакаты и т.п. Важной достопримечательностью Стэнфорда является также 150–футовый (в диаметре) радиотелескоп («The Dish»), построенный в 1960-е годы.
Библиотек в Стэндфордском университете – 20, включая Главную, работающую почти круглосуточно, а также библиотеки отдельных факультетов и институтов, включая библиотеку Гуверовского института, имеющую уникальный отдел редких книг. Общее количество содержащихся в них книг, журналов, аудио- и видеокассет и т.п. превышает 12 млн. экземпляров. Фонды библиотек ежегодно пополняются в среднем на 150.000 томов. Затраты на содержание и развитие библиотек в университете составляют десятки миллионов долларов в год. Университетское издательство «Stanford University Press» ежегодно публикует в среднем около 140 научных монографий.
Стэнфордский университет – один из первопроходцев в компьютерной сфере. Первый компьютер появился на кампусе в 1956 году. Стэнфордский университет был получателем первого сообщения, направленного посредством компьютера в 1969 году, также здесь был создан в 1991 году (в университетском «Linear Accelerator Center») первый веб–сайт. Членами Стэнфордского «комьюнити» было создано более 400 высокотехнологичных компаний, в том числе «eBay», «Google», «LearningCompany» и др. Университет является одним из самых «компьютеризированных» учебных заведений даже по американским меркам. Локальная университетская сеть – SUNet (Stanford University Network) – ещё 20 лет назад включала в себя более 55.000 компьютеров с выходом в Интернет. Студенты университета могут пользоваться услугами около 100 компьютерных центров и классов.
Ещё одна важная характеристика Стэндфордского университета заключается в том, что он является крупным финансовым центром. Так, бюджет Стэнфордского университета в 2002–2003 учебном году составлял $2,1 млрд. (в 2022–2023 году – $8,2 млрд.), причём оплата студентами за учёбу составляет в нём всего 14–15%. Бюджет также складывается из «спонсируемых исследований», т.е. исследовательских проектов – от 16 до 36%, доходов от инвестиций – 20–25 %, прибыли от деятельности Медицинского центра – от 8 до 23% и др. В расходной части бюджета зарплаты и премии преподавателей и сотрудников составляют 53–64%, расходы на содержание кампуса, оргтехнику и т.п. и управление – от 27 до 37%. Около 5% бюджета выделяется на финансовую помощь студентам. В Стэнфорде гордятся тем фактом, что только 14% его выпускников имеют «студенческий долг» (studentdebt), в среднем не превышающий $12.000. Эндаумент университета в настоящий момент составляет $36,3 млрд. – интересно, что 10 лет назад с показателем $18,7 млрд. Стэнфордский университет был по этому показателю 4-м в США после Гарварда, Йеля и Университета Техаса.
Важную роль в бюджете любого университета США играют пожертвования – в основном от выпускников, а также от бизнесменов, политических деятелей, а также тех, кто хотел бы увековечить своё имя (именем спонсора может быть назван музей, библиотека, учебный или лабораторный корпус и т.д.). Сумма ежегодных пожертвований Стэнфордскому университету поражает воображение – так, в 1995 году она составила свыше $240 млн., в 2000 г. – $580 млн., в 2002 г. – $455 млн. В 2012 году в результате мощной кампании по сбору средств «Стэнфордский вызов» удалось собрать гигантскую сумму – 6,2 миллиарда долларов.
Имея такие финансовые возможности, Стэнфордский университет приглашает с «гостевыми лекциями» известных учёных, политиков, деятелей культуры. Так, нам посчастливилось побывать на поэтическом вечере, когда в Стэнфорд приехал почитать свои стихи классик советской и российской поэзии Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ… Запомнились лекции известной в советское времена Анджелы ДЭВИС, ныне респектабельного профессора университета Санта–Круз (Калифорния), корреспондента «Уолл Стрит Джорнэл» по Казахстану и Средней Азии Стива ЛЕВАЙНА…
Также среди запомнившихся мероприятий, проходивших в Стэнфорде в течение академического года, были проводившиеся Центром Российских, Восточноевропейских и Евразийских исследований (CREEES) крупные международные конференции, посвящённые жизни и творчеству советских писателей Исаака БАБЕЛЯ и Бориса ПАСТЕРНАКА.
О «креативности» американских студентов следует сказать особо. К примеру, осуществлённые студентами театральные и музыкальные постановки, которые довелось увидеть своими глазами, если и отличались по уровню от бродвейских, то довольно незначительно. Ещё одна важная черта, которая может служить образцом для подражания – любознательность студентов и преподавателей Стэнфорда, стремление узнать что-то новое. К примеру, в Стэнфорде диспут по вопросам института президентства в США с участием двух известных профессоров и модератора–журналиста вызвал такой интерес, что огромный, под тысячу мест зал не мог вместить всех желающих, и тогда в фойе вынесли динамики, чтобы те, кому не хватило места внутри, могли хотя бы слышать участников дискуссии…
Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что при написании данной статьи было очень трудно оставаться объективным, потому что год, проведённый в Стэнфорде, был, пожалуй, наиболее ярким и запоминающимся. Именно здесь у автора этих строк возник интерес к личности выдающегося инженера, гуманитария и политика Герберта Гувера, что вылилось со временем в десятки научных статей, а также монографию биографического характера о его удивительной судьбе. Стэнфордский университет, без сомнения, является настоящим явлением в мировой науке и образовании, а его история полна интересными фактами и особенностями…